Yura Garaga написал(а):Ну а если серьезно, то исторически перед написанием Брихат Парашары Хора Шастры была написана Брихат-Джатака (Варахамихирой), прочитайте хотя бы предисловие к этой книге и может быть станет ясно что датировки дело наживное, особенно если это кому-то нужно
Наверное речь идёт вот об этом:
Из всех сочинений знаменитого астролога (Варахамихиры) его последователи с наибольшим уважением и, без преувеличения можно сказать, трепетом относятся к “Брихат-джатаке” – “Большой книге о рождениях”. Это действительно ключевая работа, посвящённая анализу индивидуальных гороскопов. Её авторитет может быть сравним разве что с “Хора-шастрой” легендарного мудреца Парашары. И как раз в этом пункте есть существенный нюанс: традиционно индийские астрологи считали, что Варахамихира – один из крупнейших последователей астрологической системы, которая была изложена Парашарой за сотни и тысячи лет до н.э. Однако современные исследования показывают, что “Хора-шастра” была в действительности написана после работ Варахамихиры, ориентировочно в 7 в. н.э. На это указывает, в частности, тот факт, что в “Хора-шастре” использованы отдельные стихи из “Брихат-джатаки” Варахамихиры. Кроме того, излишне древняя датировка “Хора-шастры” опровергается астрономическими расчётами, приводимыми в самом этом трактате. Например, правила расчёта скорости восхождения зодиакальных знаков подразумевают нахождение точки весеннего равноденствия близ границы сидерических знаков Рыб и Овна, что справедливо для 2-й пол. I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. (точно на границе знаков точка весны была во 2-3 вв. н.э.). А недвусмысленное указание на то, что для получения долготы Солнца в тропическом Зодиаке необходимо добавить айанамшу (поправку) к сидерической долготе Солнца, однозначно свидетельствует, что трактат был создан после 2 в. н.э. Как отмечает известный американский учёный Д.Пингри, в “Хора-шастре” для отсчёта айанамши используется эпоха 444 г. Сака (522 г. н.э.), и потому эта работа должна быть датирована позднее примерно 600 г.н.э. Первые ссылки на “Хора-шастру” Парашары и цитаты из неё встречаются у индийских астрологов второй половины 8 в. – первой половины 9 в. н.э. (у Кальянавармана и Говиндасвамина). Это и приводит нас к датировке “Хора-шастры” 7-м веком или первой половиной 8-го века н.э.
Учитывая всю серьёзность сделанного автором заявления, я привожу ещё один отрывок из этой работы:
Статус столпа индийской астрологии был закреплён за Варахамихирой его последователями и комментаторами. Первым из них был его сын Притхуяшас, автор сохранявшего популярность на протяжении веков трактата по хорарной астрологии “Шат-панчасика” (ок. 575). Ему также приписывается работа по натальной астрологии “Хора-шара”; однако самое раннее её упоминание относится к середине 14 в., а самый ранний манускрипт датирован 1583 г., и потому её автора нередко помечают как псевдо-Притхуяшас.
Позволю себе сделать маленький комментарий к обоим отрывкам. Без серьёзного отношения к исследованию нельзя разобраться, кто является "первоносителем" того или иного знаменитого имени в индийской астрологии. Видимо о сроках жизни Парашары не имеется достоверных данных, чтобы сделать однозначное заявление, подобно как об псевдо-Притхуяшас. Есть однако странная особенность - в индийской традиции было правило передачи знаний от Учителя к ученику, и делалось это в основном в устной форме, путём заучивания текстов. Особенно хорошо запоминались тексты в стихотворной форме, чем грешил и знаменитый Варахамихира. На санскрите конечно, как и некоторые его предшественники. (Извиняюсь, что не привожу ссылки на какое-нибудь научное исследование по этой традиции, но клянусь, что это взято не из жёлтой прессы).
А теперь представим, что кто-то начнёт записывать эти стихи и предлагать их в качестве "учебного материала" всем страждущим изучать астрологию без непосредственного участия в этом процессе Учителя. Подобная тенденция характерна уже для европейской астрологии. Такие ученики будут наверняка лишены устных коментариев опытного мастера и окажутся на распутье, в раздумье добавлять или отнимать айянамшу (совсем бестолковые видимо). Именно для того, чтобы перейти от сидерического положения Солнца к зодиакальному. Но зачем это нужно делать последователю индийской системы, если он и не использует это зодиакальное положение? Здесь необходимо понимать разницу между стихами и научным трактатом (второй половины первого тысячелетия н.э.).