О конфликте говорят тогда, когда противоречия между людьми начинают осознаваться и требуют своего разрешения. Сам по себе конфликт не страшен, современная психология говорит о нем как о нормальном социальном явлении.
Любой конфликт всегда выполняет мощную трансформирующую задачу. Но от того в какую сторону трансформируются отношения: в сторону разрыва или в сторону новой, более позитивной фазы, многое зависит от участников конфликта. Будет ли это похоже на очистительную грозу или на разрушительный ураган зависит от настроя и выполнения определенных правил ведения конфликта. Почему от настроя? Необходимо вовремя понять чем мы движимы в конфликтной ситуации: искренним желанием разрешить противоречия или доказать оппоненту, что он дурак. В первом случае современная психология предлагает весьма действенный арсенал грамотных приемов, которые помогут правильно разрешить ситуацию.
Во-первых, в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, это может привести к состоянию, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседника. Во-вторых, ведите разговор по существу, не впадайте в состояние обвинения. Такие слова как «всегда», «никогда» уберите из своего лексикона. Держитесь в рамках «здесь и сейчас», помните, что прошлое это то, что уже прошло, а будущее это то, что еще не наступило. Говорите о своих чувствах в данных момент, формулируйте проблему от своего лица: «Я злюсь, потому что…..» Если у вас не получается быть «здесь и сейчас», потому что накопилось и эмоции бушуют, то так и скажите (если надо, то и прокричите). Если собеседник вменяемый, он вас услышит. А если невменяемый, то зачем он вам нужен?
В целом алгоритм выстраивания своей позиции может быть следующим:
1. Изложение фактов и формулировка своих чувств в этой связи
2. Ваше пожелание по проблемной ситуации
3. Объяснение, что вы сделаете, если ваше пожелание не будет удовлетворено («кнут»)
4. Ваше ответное действие, если пожелание будет удовлетворено («пряник»)
Ну а что же делать в иной, деструктивном варианте? Имеется в виду внутренний настрой когда мы не истину хотим установить, а доказать оппоненту, что он дурак? Да Бог вам судья….Только помните, что посеешь, то и пожнешь, поэтому и к себе вы можете притянуть такое же отношение.