Какая дорога ведет к себе?
Основатели Рима Ромул и Рем, брошенные их злым дядей в стремительные воды Тибра; древнееврейский пророк Моисей, чудесным образом спасенный дочерью египетского фараона; повелитель олимпийских богов Зевс, едва не проглоченный в младенчестве собственным отцом Кроносом… Большинство культурных традиций несут в себе мифы, предания и волшебные сказки, повествующие о детях, которым удалось избежать опасности и пройти через множество испытаний, прежде чем реализовать себя и превратиться в героев. Эти персонажи прекрасно иллюстрируют концепцию, завоевавшую огромную популярность в современной психологии: в каждом из нас живет ребенок, которым мы были когда-то и которому мешает себя проявить наша сегодняшняя взрослая ипостась. Признать и освободить этого ребенка означает признать и раскрыть нашу внутреннюю сущность, спонтанность и творческий потенциал.
Освободить свое будущее
Еще в 40-х годах прошлого века крупнейший швейцарский психолог Карл Густав Юнг (Сarl Gustav Jung) обратил внимание на то, что в различных мифологических системах божественному ребенку нередко отводится роль спасителя. Позже Юнг рассказал о своем собственном необычном опыте – знакомстве с ребенком внутри себя, которое оказало на него огромное влияние. Пытаясь восстановить в памяти свои детские игры, он ощутил, что воспоминание это отзывается в его душе необычным трепетом и теплом. «Ага, – сказал я сам себе, – все это еще живо во мне. Малыш внутри меня не умер и полон творческой энергии, которой так недостает мне. Но как же мне найти к нему путь?» Для меня, взрослого человека, казалось невозможным вернуться к себе одиннадцатилетнему. Но другого пути не было, и я должен был найти обратную дорогу к своему детству с его детскими забавами. Это был поворотный момент в моей судьбе»*.
Встреча с внутренним ребенком позволила Юнгу создать теорию архетипов, согласно которой коллективное бессознательное состоит из структурных элементов-символов, выражающих наиболее фундаментальные взаимоотношения в обществе, – именно они, по мнению психолога, и лежат в основе всех психических процессов и переживаний, причины и смысл которых не всегда ясны нам самим. В этой системе архетип ребенка воплощает жизненные силы, пути и возможности, недоступные для интеллектуального осмысления, и выражает самое сильное стремление человека – стремление к самореализации. Как пишет Юнг, «ребенок – это потенциальное будущее»**.
Концепцию «внутреннего ребенка» взяли на вооружение психологи сразу нескольких направлений. «Несмотря на многочисленные расхождения между учеными разных психологических школ, – говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова, – все они трактуют это понятие как синоним эмоциональной открытости миру, спонтанных побуждений и способности радоваться. В экзистенциальном анализе этому понятию соответствует способность быть близким самому себе».
Среди научных концепций, в той или иной мере вобравших в себя представления о внутреннем ребенке, наиболее известна теория транзактного анализа, созданная в 60-е годы прошлого века американским психотерапевтом Эриком Берном (Eric Berne). Согласно Берну, в нашем внутреннем мире существуют три состояния «я»: это Родитель, устанавливающий правила, Взрослый, который анализирует информацию и разрешает проблемы, и Ребенок, реагирующий на мир эмоционально и непосредственно. По словам Берна, «во многих отношениях Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование»***.
В 80-е годы американский психолог Джон Брэдшоу (Jonn Bradshaw) сделал следующий шаг в понимании подлинных отношений с нашим детским «я». В частности, он считал, что все мы остаемся детьми, сосланными во взрослую жизнь. Брэдшоу разработал психотерапевтический метод общения с внутренним ребенком, обогатив это понятие новым содержанием. Он считал, что внутренний (как и любой) ребенок растет и развивается, проходя при этом те же стадии личностного развития: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и так далее. В какой-то момент мы перестаем его чувствовать, покидаем его, забываем о нем, нанося ему тем самым глубокую травму. Брэдшоу называл покинутого внутреннего ребенка «раненое дитя». От того, на какой стадии развития внутреннего ребенка мы разорвали с ним связь, зависит, какие проблемы мы будем испытывать в нашей взрослой жизни. Методика Брэдшоу заключается в том, чтобы понять, в какой именно момент мы отвернулись от собственного детского «я», вернуться к нему и заново наладить контакт.
Примерно в то же время к концепции «внутреннего ребенка» обратились и американские психоаналитики Гэл и Сидра Стоун (Gal and Sidra Stone), считавшие, что Ребенок обитает в нашем внутреннем мире наряду с множеством других субличностей (ипостасей): Карьеристом, Тираном, Защитником, Артистом... Отталкиваясь от идей итальянского психоаналитика, основателя психосинтеза**** Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli), полагавшего, что эти субличности провоцируют внутренние конфликты и мешают проявлению нашего подлинного «я», Гэл и Сидра Стоун разработали метод «внутреннего диалога», цель которого – предотвратить душевный дискомфорт посредством установления контакта с каждой из субличностей в отдельности и в первую очередь – с нашим внутренним ребенком.
Разговор с собой
Несмотря на разное видение места внутреннего ребенка в жизни взрослого, психологи согласны в одном: общение с ним необходимо. Для этого очень важно научиться с ним разговаривать. Часто мы относимся к процессу диалога с самими собой иронично, однако в действительности такие разговоры – наша глубинная потребность. «Даже став взрослым, каждый из нас нуждается в заботе, – говорит Светлана Кривцова. – Поэтому важно помнить, что рядом с каждым из нас всегда есть преданный и дружески настроенный человек – это мы сами». Редко у кого было идеальное детство – без конфликтов, переживаний и травм. Поэтому потребность восстановить связь со своим внутренним ребенком с целью подбодрить его, утешить, понять есть у каждого из нас. Разговор со своим детским «я» – не единственная форма внутреннего диалога, однако, пожалуй, одна из самых важных. И начинать общение с собой стоит именно с нее.
*К. Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Харвест, 2003.
**К. Г. Юнг. Божественный ребенок. АСТ, 1997.
***Э. Берн. Люди, которые играют в игры. Современный литератор, 2006.
****Метод психотерапии, состоящий в обобщении, толковании и разъяснении информации, полученной при психоанализе.