Всем добрый вечер! Сегодня получила рассылку Геннадия Павленко "Как учиться у проблем и быть счастливым благодаря всему", сайт http://www.sudba.info/. Привожу ее целиком для подтверждения мнения, что духовность не существует отдельно, сама по себе, что нельзя быть духовным "для себя". Духовность неотделима от понятия "обратная свяхзь" (Павленко это называет "результат") и связана с окружающими людьми. Честно говоря, я рада, что получаю подтверждение своим мыслям от такого авторитетного автора.
"Не делание". Благая карма или измерение духовности.
Вчера мне пришло письмо с таким... вопрос-не вопрос. Утверждение – не утверждение... в общем, с мыслью шаловливой.
Автор пишет: "Геннадий, я вот читаю Ваши статьи, рассылки, курсы получаю, и у меня сложилось четкое представление о Вас - Вы очень материально ориентированный человек. У Вас что, проблемы с этим?
А где же духовность? Где душа?
Вот Вы все "результат жизни" измеряете, но ведь не все можно измерить, не так ли?".
Ответ: Друзья, давайте подумаем вместе. Я ниже изложу свои размышления, а Вы меня дополните, поправите и исправите. Понятно, что мой взгляд на этот вопрос неполон. Естественно, я чего-то не понимаю, не вижу. Вопрос в том – чего?
Мои мысли: Автор риторически спрашивает "Не все можно измерить, не так ли?". Отвечаю: НЕ ТАК! ИЗМЕРЯТЬ МОЖНО ВСЕ. Просто делать это не всегда хочется. Иначе придешь к выводу, что пользы от тебя – нуль.
Например, есть такое понятие "духовный рост". Я думаю, Автор письма о нем говорит, когда "духовность" упоминает.
С одной стороны, действительно, как душу замерять? Душа понятие тонкое и исследованию не подлежит. Это факт. НО, рост, духовный ли, личностный или рост мышечной массы, ВСЕГДА сопровождается РЕЗУЛЬТАТАМИ!!! Не бывает роста без результатов.
Если "мышцу качать", это сразу видно – накачанный парень. А как с духовным ростом быть? На какие мышцы смотреть?
Говоря о "духовном росте" можно рассматривать несколько вариантов. Первый – религиозный. Второй – о высших проявлениях человеческой жизнедеятельности. Третий – что со мной лично происходит, когда я расту. Четвертый – отсутствие результата, тоже результат.
Первый вариант – религиозный.
Духовный, по толковому словарю, относящийся к религии, к церкви. Здесь явно вопросов о вере в "какое-то" высшее пойдет. В какое-то, потому что религий много и высших, соответственно, достаточно.
То, что человек задумался о высшем – это хорошо. Полная картина мира обязательно должна содержать в себе какое-то высшее, чтобы быть целостной. Так как много еще в мире необъясненного, а высшее для того и нужно, чтобы необъяснимое толковать.
Можно ли как-то измерить рост веры? Вот человек занялся духовным ростом. Верит в высшее все больше и больше и...? Что дальше? Ну, поверил "до упора". И? Все?
На мой взгляд – нет. Если человеку его высшее помогает, жизнь его стала лучше в разных смыслах, то следующий шаг – сделать жизнь других людей лучше. За счет чего?
Или реальные деяния – построить дом, открыть что-то, создать, одним словом. Или, деяния нематериальные – проповедовать, обращать других в свою веру. Она же самая лучшая? Значит и другие спасутся.
Проповедование – это дело. А любое дело имеет результат, который... можно измерить. В данном случае – количество обращенных.
Значит, в данном случае духовный рост будет измеряться в количестве новых членов церкви, привлеченных нашим героем? Так?
Еще можно измерять насколько он рьяно к своему делу относится. Оттачивает ли свое мастерство убеждения и проповедования. Это уже начинается рост профессиональный. Тут тоже замерять можно и снова по количеству вновьприведенных.
В общем, как ни крути, результат – ЕСТЬ, и его можно замерить.
Предположим, не стал он проповедовать свою любимую религию. Никому не говорит о том, во что верит. В тайне хранит. Вопрос – почему и зачем?
Ведь если ему хорошо стало от его веры, почему он людям хорошо не хочет сделать?! Любая религия настаивает, что если тебе хорошо, сделай и другим хорошо. В религии сделать хорошо – помочь человеку прийти в лоно церкви. Или самому в это лоно приносить какие-то дары. Это уже от концессии зависит.
Второй вариант – "для себя".
Тут возможно возражение: "Я верую для себя. У меня нет цели кого-то еще обращать, посвящать и так далее...". Точно так же говорят "Я это для себя делаю...", о чем угодно.
А что значит "для себя"?
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Для себя – это значит "решаю с помощью, в данном случае религии, свои личные проблемы. Я верю, и мне хорошо. Душевно хорошо. И мне этого хорошо – достаточно". Это и значит для себя. Все верно?
Духовный рост для себя – это когда человек сам становится чище, добрее, спокойнее, миролюбивее, жизнерадостнее оттого, что практикует этот самый духовный рост (какие-то духовные практики или молитвы, посты и т.д. и т.п.).
Ну, вот он постится, молится, просветляется. Становится человечнее, добролюбивее, понимать других начинать, слышать их потребности. Все это для себя. А что дальше?
Вот он был... плохим и была у него какая-то "плохая" жизнь. Сейчас он стал лучше. Как-то это отразится в реальности?
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Конечно!
Людям с ним будет проще, легче – это что касается социальных отношений. Значит, будет у него больше хороших дружеских отношений. Логично? В рабочей сфере – если человек стал лучше, его стали меньше доставать внутренние проблемы, он может начать профессионально расти. Силы освободились, надо же их куда-то вкладывать. Детей, к примеру, своих, начнет лучше воспитывать. И т.д. и т.п. И, снова, реальные, проверяемые результаты. Чего тут нельзя измерить?!
Вариант третий – о подвигах.
Возьмем другой вариант – духовный рост – это не связанная с религией тема. Это... о высших проявлениях человеческой жизнедеятельности. О подвигах. О свершениях. О новых открытиях. О самопожертвованиях.
Это когда люди в 60 лет понимают, что надо спасти мир от надвигающейся гуманитарной (экологической, технологической, социальной и т.д. и т.п.) катастрофы, например, и начинают активную деятельность в этом направлении, и с нуля, за короткое время, добиваются успеха.
То есть человека толкнуло на это деяние не забота о себе, единственном, а забота о многих, других людях. Это тоже духовный рост. Человек понял, что он не пуп вселенной, а часть большого организма, и что он может быть полезен сообществу. А после того как понял, взял да и сделал.
Этап "понял" – ценно только если после него следует шаг СДЕЛАЛ.
А сделал - значит есть результаты, которые можно видеть в реальности.
Я так и не смог придумать, может ли быть, вообще, какой-нибудь рост, без реальных, проверяемых результатов. В любом случае приходишь к выводу, что если тебе хорошо, если ты что-то понял, помоги, чтобы другим стало так же хорошо, чтобы они тоже это поняли.
Нарастание заботы о ДРУГИХ – вот в чем проявляется рост (личностный или духовный).
И тут снова можно замерять твою заботу. Ее качество. Насколько хорошо ты заботишься. Растешь ли ты в этом деле профессионально? Насколько ты трудолюбив в своей заботе. Насколько ты творчески подходишь к своему делу. Насколько ты сумел сделать это, так любимое тобой дело, делом своей жизни. И т.д. и т.п.
Однако, все рассуждения выше основываются на идее, что в результате любых действий должен быть какой-то результат. А это явно не верно. Некоторые деяния проявляются именно отсутствия результата. Как говорят буддисты – "не дЕяние". И это тоже вариант.
Давайте его рассмотрим.
Вариант четыре – "не деяние".
Человек духовно растет и это проявляется в "не делании". То есть, он чего-то не делает, и этот-то как раз и ценно.
Хорошо, другими словами, что он так духовно вырос, что перестал ЭТО делать!
Интересно, что имеется ввиду?
Что хорошо не делать, чтобы этим можно было гордиться?
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Человек перестал делать ПЛОХОЕ. И это УЖЕ ХОРОШО
Да, он не делает ничего хорошего, но, то, что он стал меньше приносить вреда, стал меньше гадить, УЖЕ ЗДОРОВО!
Для жизни такой человек бесполезная личность. От него толку никакого. Но, по крайней мере – ОН УЖЕ НЕ ВРЕДИТ!
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Эта идея пришла из буддизма, а туда из индуизма. Времена-то какие были? Древние. Люди были не людьми, а "одомашненными приматами". Представьте себя на месте Будды, которому надо этих людей сделать лучше! Это же адский труд!
Убедить обезьяну делать благие вещи! Это просто не возможно! Поэтому Будда сделал "ход конем" и предложил идею "не делания" – не делай плохого и это уже хорошо. "Не деяние" – это путь избавиться от страданий.
Вот, посмотрите письмо от буддистов:
Здравствуйте, дорогой Геннадий Павленко
Я буддистка. Как правильно настроить ум, чтобы была польза от этого курса. То есть достижение этого самого безальтернативного щастья?
Ситуация. Абсолютное Щастье для меня - отсутствие негативных мыслей и неблагой кармы, то есть состояние Будды. Относительное Щастье - уменьшение негативных мыслей и эмоций и неблагой кармы, путем принятия обетов в этой области.
Но вот проблема с радостным усилием в этом направлении. ЛЕНЬ. Подвиг Будды, Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы меня вдохновляет, но, видимо, не достаточно глубоко. Изменения происходят, но оооочень мееедленно. Поэтому и записалась на курс к Вам.
Всех благ, Наталинка.
Вообразите себе – вы идете по дороге, но, оказывается, не в ту сторону. И Вам предлагают - перестать иди не туда. Чем меньше Вы идете не туда, тем Вы лучше. Остановиться – это будет просто супер-достижением. Если Вы будете способны остановиться – Вы станете просветленным человеком и унесетесь на небеса.
Все.
Как Вам?
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Не кажется ли Вам, что "в этом супе чего-то не хватает"? Нет какой-то важной детали?.
Именно поэтому цивилизацию построило христианство, а не буддизм. Буддизм свою задачу УЖЕ РЕШИЛ в прошлом. Он остановил людей от разрушения. Ну, насколько они смогли остановиться.
А дальше идею развил Иисус и добавил сюда – НАПРАВЛЕНИЕ! Он указал – КУДА НАДО ИДТИ.
А куда он указал?
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Он указал КАКИМ НАДО СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, чтобы... (дальше уже не важно). И эта идея "направленности", "результативности" нашла свое отражение в нашей, европейской культуре. В результате – промышленная революция и повальный рост уровня жизни. Улыбаюсь, но жить-то мы действительно стали лучше, нежели 2000 лет назад.
Поэтому, если мы говорим, что духовный рост не обязательно должен проявляться в каких-то результатах, которые можно увидеть или пощупать, мы подразумеваем, что если ты ПЕРЕСТАНЕШЬ ВРЕДИТЬ И ГАДИТЬ, ты уже будешь "ничего так".
Но ведь это только первый шаг. Ну стали мы на дороге. Да, не туда уже не идем. Но не вечно же здесь стоять?
Дорогой Друг, если ты личностно вырос настолько, что ближним и себе уже не вредишь, значит, пришла пора сделать следующий шаг – делать им и себе благо.
Какое благо? Ну, тут большой выбор Можешь мир сделать лучше, можешь с себя начать, главное чтобы движение было, так как вечно стоять на дороге... Как-то глупо, не находишь?
Автор письма, с которого мы начали, заявляя что "Вы, Геннадий, очень материально ориентированный человек, у Вас что, проблемы с этим?" совершенно прав. У меня с этим проблемы.
Я материалист. Разговоры о "духовности" воспринимаю через призму "О чем это он там говорит? А, о духовности! Ну так покажи в реальной жизни результаты своего духовного роста".
Можете показать?
Ваш Автор – Геннадий Павленко.
PS Если Вы считаете, что я не замечаю какую-то важную идею, напишите мне на адрес gennadij@pavlenko.name я буду думать еще.