ВВЕДЕНИЕ
В данной статье автор с радостью предлагает свои интуитивные исследования в области психосимволики Арканов Таро. Как и следует из названия, предлагаемая здесь статья посвящена изучению возможности интеграции карт Таро в органическое тело практической психологии. Нужна ли действительно практической психологии данная мантическая система или она станет лишним “органом“ в теле психологии, каждый волен решать сам на основании собственной практики и опыта. Безусловно, самым весомым аргументом для этого решения будет совместный интерес к картам Таро и психологии. Но даже при наличии такого интереса, не зная психосимволики карт Таро, сложно произвести полноценную психодиагностику и получить от карт Таро совет об оптимальной психотерапевтической стратегии. Эта статья позволяет восполнить психосимволический пробел Арканов Таро, предоставляя дополнительную возможность обмена практической информацией всеми участниками Интернет-исследования. Каждый по мере заинтересованности может взять предложенную здесь информацию по психологической интерпретации Арканов Таро и, по возможности, предложить свою. Собранные здесь интерпретации ограничены толкованием каждой отдельной карты. Но, для большего понимания карт нужно узнать, как они ведут себя в синтезе с другими в условиях конкретного расклада и психологической ситуации.
Представленное здесь толкование Арканов Таро произведено под углом описания особенностей клиента, приходящего к психологу, а также специфики приносимых им проблем. Дополнительно представлено исследование арканической психотипологии психологов. Психологическое от событийного гадания отличается тем, что положительные и отрицательные “герои арканического семейства“ далеко не всегда имеют ту же позитивную и негативную аналогию. Положительные Арканы могут указывать на архетипы, “тоскующие“ по совершенству, а также как ресурсы, которые можно использовать для решения проблемы. Отрицательные же указывают на психопроблематику и психопатологии, которые препятствуют достижению человеком здорового образа жизни, во всей полноте этого выражения, но в то же время представляют “сырой“ материал для внутреннего развития.
Надо признать, что карты Таро не особо приветствуются академической и официально признанной психологией. В глазах научной психологии это атавизм и ненаучная сфера психологического опыта, которая, на взгляд общественности и тех же учёных, наиболее пригодна для шарлатанства и обмана людей. Конечно, с нашей стороны, нельзя подобно невеждам расчёсывать всех под одну гребёнку. Кроме явных противников и отрицателей есть те, кто признают и втайне пользуются картами Таро; признают, но не афишируют это; признают, но бояться насмешек коллег; не признают в силу того, что не было возможности убедиться в психологической действенности карт Таро и т.д. Те же, кто проверили и убедились, и не боятся услышать из уст стандартного учёного или обывателя слова легендарного О. Бендера: “Почём опиум для народа?“, могут в полной мере насладиться этим по-своему уникальным инструментом диалога с живой человеческой душой.
И всё-таки, зачем же привлекать в психологическую практику, и без того насыщенную различными методами, ещё и мантические техники?
Мантика позволяет отобразить наиболее активные на данный момент архетипы-доминанты, который порой трудно осознать при общении. При адекватном раскладе и постановке вопроса можно проследить динамику внутренних сил и фигур, разыгрывающихся во внутреннем мире человека.
ШУТ / ДУРАК
Психолог
Шут в лице психолога обладает возможностью искать ответы и решения там, где другим искать даже не придёт в голову. Он первопроходец и одновременно человек, свободный от социальных штампов мышления и поведения. Этот тип психолога может нести свободу от уз социальных стандартов, стереотипов и предрассудков.
С Шутом соотносится смехотерапия и дзен-терапия.
Клиент
Шут, он же Дурак, может представлять человека с аналогичными названию Аркана характеристиками и сценариями поведения. Но так как человек обычно не ограничен одним лишь Шутом, то Шут будет органическим составляющим предъявляемой проблемы.
Шут - дитя хаоса, готовое в каждый отдельный момент идти в новом направлении. Основной характеристикой такого клиента является непредсказуемость.
Стоит обратить отдельное внимание на символизм цифры “0“, связанной с Арканом Шут, которая символизирует чувство собственного ничтожества. Но природа Шута такова, что для него чувство собственного ничтожества. является абсолютно ничтожным, а потому он свободен от беспокойства по поводу собственного несовершенства.
Также порядковый номер “0“ означает, что Шут является человеком без статуса. Он свободен от понятия статуса и имеет положения вне социальных прослоек общества. Его не волнуют социальные ступени и он не стремится примкнуть к какому-либо течению. Шут реализует принцип свободы воли. Шут - это символ человека без царя в голове, потому он и соотносится с цифрой “0“.
Все Императоры имели Шутов. Шуты как бы отсвечивают Императора, позволяя ему разрядить излишнюю напряжённость и официальность. Шут и Император - это две крайности субординации. С одной стороны, Шут позволяет Императору понять собственное величие, когда он видит ничтожество другого. С другой стороны, Император, созерцающий Шута, должен помнить об обратной стороне собственного величия. Шутовские игры помогают избежать Императору чрезмерного возвеличивания и идолопоклонства со стороны окружающих. В то время как Шут демонстрирует презрение к понятиям величия и ничтожества и принимает себя таким, каков он есть.
Понятие Шута связано с бегством от ответственности. Очень часто человек требует много свободы, которая выражается в нежелании чем-либо заниматься. Шут не желает признавать ответственности за свою жизнь. Ему по душе наивно-игровое поведение и мышление с элементами инфантилизма. Проще жить, не о чём не заботясь, жить сегодняшним днём, не думая о завтрашнем.
Шут является асоциальной личностью. Его поведение выходит за рамки социальных норм, стандартов и правил. Он новатор, он искатель, его не устраивают привычные штампы и стереотипы мышления. Люди с сильно выраженным архетипом Шута часто ломают привычные схемы восприятия реальности. Такие люди сторонники спонтанности и неожиданных смен стилей поведения.
В перевёрнутом варианте Шут представляет комплекс дурака с наличием абсурдных здравому смыслу психологических установок, подкреплённых колоссальным упрямством и своенравием. Его жизненное кредо - послушаю как правильно и сделаю всё наоборот. Вполне возможно, что клиенту с сильным Шутом нужно рекомендовать идти в обратном направлении, чтобы он пришёл туда куда следует.
Шут символизирует понятие недоразвитости, инфантильности и неподготовленности. Это символ духовной незрелости. В плане решения проблемы он может быть полный “0“. Потому человека с Шутом нужно ввести в курс дела по поводу того, что с ним происходит и как решаются в подобных случаях проблемы, не слишком надеясь, что он именно так и поступит.
МАГ / ВОЛШЕБНИК
Символический переход от Шута к Магу можно понять как принятие на себя ответственности за свою жизнь и готовность самостоятельно решать предъявляемые жизнью проблемы. Маг отказывается от инфантильности и свободомыслия Шута и принимает на себя ответственность за свои действия и решения. Он не бежит как Шут от ответственности, а встречает её с открытым забралом. Маг не склонен идти куда глаза глядят, а предпочитает действовать согласно проверенным теориям, концепциям и моделям мировосприятия. Маг символизирует переход от абстракции к конкретности. Также как после витания в облаках учёный должен придти к жёсткой и конкретной формулировке своей теории.
В ином варианте понимания отражает отказ от свободного и спонтанного восприятия реальности в угоду научных шаблонов, схем и моделей восприятия реальности. Человек уходит от непосредственной реакции на природные явления в рабство ментальных схем и научных парадигм.
Психолог
Для этих психологов характерна готовность к освоению новых техник и методов работы. Маг представляет собой психолога, основывающего свои суждения и выводы на научных выкладках. Маг-психолог думает, что он в состоянии контролировать всего клиента. Магу нравиться манипулировать людьми, а потому он предпочитать использовать техники НЛП и прочие техники управления сознанием.
К Магу относятся бихивеористы, которым кажется, что они могут, минуя План Божий, конструировать из “человеческих заготовок“ любые лабораторные личности.
Можно также сказать, что Маг является академическим психологом, которые использует только официально признанные и проверенные лабораторным способом методы познания и тестирования человека.
Клиент
Маг - реалист и рационалист. Он представляет левополушарный тип мышления. Он берёт вещи такими, каковы они есть.
Маг говорит “Я всё могу“, что отражает его способность браться за любые проблемы и дела, и довести их до конца. Аркан Маг реализует принцип ответственности за себя и свою судьбу. Маг самостоятелен и в удачах, и в ошибках. Маг напрямую связан с возможностью творчества собственной жизни.
По большому счёту Маг является одним из компонентов психологического выздоровления клиентов, когда человек обретает самостоятельность и способность самостоятельно решать собственные проблемы. Маг, которому соответствует цифра 1, как бы говорит: “Я номер один в собственной жизни“. Даже если Маг не знает, как решить проблему, он возьмёт необходимую информации путём самостоятельных поисков и самообучения. Можно даже сказать, что Аркан Маг представляет собой цель любой психотерапевтической или психоконсультативной работы, при достижении которой клиент получает достаточно знаний и сил необходимых ему для того, чтобы в будущем успешно справляться с проблемами, которые и привели клиента к психологу.
Маг - это интеллектуал, познавший определённые схемы реальности и пытающийся приложить их к действительности. В каком-то смысле он является властелином концептуальных систем или, иными словами, теорий, философий, технологий. Маг в совершенстве владеет мыслью. Для Мага очень важна личная философия, с помощью которой он будет осмысливать реальность и действовать в реальном мире. Тем более для того, чтобы действовать во внутреннем мире, ему необходима теория личности, посредством которой он смог бы там ориентироваться.
Кризис Мага заключается в сложности теоретического обоснования событий внешнего или внутреннего мира. Подобная сложность может возникать из-за ограниченности личной схемы-парадигмы, описывающей картину мира клиента. Кризис происходит тогда, когда он находит объекты и жизненные явления, производящие на него сильное воздействие, и которых нет в его схеме-парадигме, и на которых нет подробной инструкции. Когда человек приходит к психологу с картой Маг, у него есть потребность усовершенствовать его жизненную философию или, иными словами, изменить и дополнить свою парадигму. Психологу остаётся лишь подобрать наиболее подходящую к его действительности, с учётом возможности разрешения проблемы, теорию, с помощью которой клиент сможет более продуктивно распознавать и изменять реальность.
ЖРИЦА / ПАПЕССА
Символический переход от Мага к Жрице отражает ограниченность левополушарного способа мышления. Только равновесие между правым и левым полушарием позволяет человеку приобрести возможность полноты восприятия реальности. Жрица провозглашает необходимость использования интуиции в принятии решения и ориентации в окружающей реальности вместо зацикленности на ментальных моделях и схемах. Жрица даёт возможность увидеть запредельное. Жрица несёт научному подходу возможности использования естественных человеческих способностей для исследования потусторонней и подсознательной реальности.
Психолог
Для психологов этого типа характерна постоянная готовность к самообразованию. В отличие от Мага, Жрица, как представитель эзотерической ветви психологии, уже с большей готовностью использует вненаучные психотехнологии. Жрица предполагает психолога-мистика, представляющего человека центром метафизических пертурбаций. Эти психологи, как и автор этих строк, охотно используют астрологию и мантику в психологической практике. Для них древнеиндийское представление о сложной человеческой структуре не менее реальны, чем обоснованные практическими исследованиями научные выкладки.
Психологи этого типа охотно интегрируют в психологическую практику экстрасенсорные знания и методы диагностики и терапии.
Клиент
Клиент Аркана Жрица (в большинстве колод она изображена с книгой), скорее всего, будет весьма компетентным и начитанным в психологии и эзотерике. Не исключено, что он знает фамилии ведущих мастеров психологии, знаком с их трудами, и, вполне возможно, сам когда-либо был в роли стихийного психолога-консультанта. Вполне вероятно, что может создаться ситуация, когда клиент Жрицы перехватит инициативу и начнёт консультировать психолога. Клиент со Жрицей может даже вполне считать, что он является более психологом, чем тот, к кому он пришёл. В подобном случае он сознательно идёт за энергетической подпиткой.
Исходя из контекста этой карты, любую проблему, возникающую с этим человеком, можно смело рассматривать в контексте эзотерического мировосприятия. Такие люди занимаются практикой гадания, изучают прикладную магию. Их интересует запредельные миры и духовные поиски в рамках эзотерического самообучения. Они обладают большой оккультной или психологической библиотекой. Человек с сильной Жрицей, скорее всего, будет обладать определёнными экстрасенсорными навыками и способностями к ясновидению. При сильном развитии соответствующего архетипа Жрица одаряет человека способностью к чтению окружающих. И пока психолог будет пытаться произвести тестирование, разлаживая на столике свои любимые тесты, можно будет с уверенностью сказать, что со своей стороны клиент психолога уже протестировал. В подобных случаях клиент с акцентированной Жрицей будет чувствовать своё превосходство. В случае же, если Жрица заподозрит подобные способности у консультанта, то будет чувствовать себя раздетой и беззащитной, так как с неё будет снята вуаль таинственности.
Под Жрицей, в результате различных экстрасенсорных и магических экспериментов, может полностью или частично “поехать крыша“. В контексте проблематичного расклада Жрица может означать различные формы психизма, который будет являться последствием попыток магического воздействия на людей и коррекции собственной жизни в сторону большего благополучия.
В негативных раскладах Жрица может обладать коварством и откровенным желанием потягаться с психологом силами, в то время как тот озабочен психотерапевтическим прогрессом Жрицы. Жрица будет ходить к психологу до тех пор, пока он будет ей психологически вкусен, т.е. интересен. Проблематичная Жрица склонна ко лжи и скрытности. Одной из проблем её консультирования будет игра в прятки. Она даже для себя будет представлять тайну, окружённую мраком. И психолог должен уважать этот ореол таинственности, чтобы обеспечить Жрице чувство психологической безопасности. Если клиент мужчина, то у него могут быть проблемы во взаимоотношениях с умными и независимыми женщинами.
Консультируя Жрицу, нужно помнить, что у неё весьма развито интуитивное чувствование и она обладает достаточным багажом знаний для решения своей проблемы. Но для этого ей может не хватать активности и практичности для решения своих проблем. Она мечтает о том, как о её восхождении позаботятся какие-то Духовные Силы. Она, при этом, должна знать, как их правильно вызывать и как с ними обращаться. Сам по себе архетип Жрицы для психолога очень интересен и познавателен. Тем не менее, поскольку человек не состоит из одного только рафинированного архетипа, в психике каждого индивидуума происходит уникальное смешение различных сил, формирующих единое во Вселенной человеческое Я. А потому психолог, повидавший на своём веку многих Жриц, может подтвердить, что они бывают захватывающе интересными собеседниками, а также упрямыми занудами, напичканными различной эзотерической шелухой. Иной раз будет наблюдаться склонность к мистификации казалось бы совсем заурядных проблем.
В целом символизм цифры 2, связанной со Жрицей, можно понять в качестве вторичности функций интуиции, воображения и необходимости психодуховных познаний, после интеллекта и рационального “здравомыслия“. На первом месте в менталитете современника стоит Маг. В силу этих причин представители Жрицы могут чувствовать себя в качестве инакомыслящих, а также интеллектуально и рационально неполноценных. Отсюда психотерапия: примирение с внутренней Жрицей, осознание давления социально наведённых установок Мага и, в идеале, совмещение лево- и правополушарных функций разума.
Проблемы одиночества Жрицы могут быть вполне связаны с какими-либо социальными страхами. В то же время уход в эзотерику может быть связан с неудовлетворённостью социальной жизнью. Жрицу может не устраивать рациональная жизнь обывателя и толкование реальности в стиле Мага. А потому она будет искать новые реальности поверх очевидной.
Клиент со Жрицей может принять психолога с колодой в руках за гадалку, хотя, иной раз, и не без восторга. Потому сразу следует объяснить клиенту, что это не гадательный сеанс. Карты будут использоваться для психодиагностики. Они покажут невидимые подводные камни проблемы, с возможными подсказками в её решении.
ИМПЕРАТРИЦА
Психолог
Очевидно, что психолог этого типа относится к фрейдистам с их стремлением исследовать и анализировать семейные корни клиентов и их отношения с матерью. К Императрице относятся и семейные психологи, хорошо понимающие законы внутрисемейной динамики в развитии и взрослой жизни человека.
Клиент
К Аркану Императрица относится весь набор потребностей и программ подсознания, связанный с продолжением рода и воспитанием нового поколения. В психологических раскладах Аркан Императрица отражает важность отношений с собственной матерью, а также, в зависимости от соседних раскладов, специфику этих отношений. В раскладе мужчины это может указывать на эдипов комплекс. При выпадении Императрицы женщина-психолог может стать объектом бессознательных проекций отношений с собственной матерью со стороны клиента. У клиента с перевёрнутой Императрицей могут быть проблемы с матерью или, в целом, с женщинами. Если расклад очень проблематичный, то невроз и относящиеся к нему проблемы вокруг архетипа Императрицы можно считать ключевыми, вне зависимости от того, что предъявит клиент. Это связано с тем, что Императрица соотносится с фундаментальными потребностями и курирует самые основы жизненности человека. В астрологии Императрица будет связана с 4 Домом, Раком и Луной. В йогической структуре человека она будет связана с Муладхара-чакрой. И то и другое связано с бессознательными комплексами и установками, которые при сознательном их рассмотрении могут оказаться весьма болезненными для человека. Потому следует соблюдать особую деликатность в отношении комплекса Императрицы в душе клиента.
Архетип Императрица связан с чистоплотностью и отношением к чистоте во всех планах. Может быть такое, что в образцово чистом доме будет полно астральной грязи, которая будет ощущаться даже человеком со средней чувствительностью. Подобную атмосферу создаёт сам человек, и в ней вряд ли возможно вырастить здоровое потомство.
При появлении в раскладе Императрицы будет полезным вспомнить теорию Фрейда с его детскими травмами, комплексами и прочими атрибутами, относящимися к ранней стадии психологического развития человека.
К Императрице относятся внутрисемейные проблемы. Человек, так или иначе, постоянно пребывает в лоне семьи. И из расклада можно узнать, насколько является отравленной, невротической или болезненной атмосфера этого круга. Сложно и бесперспективно может быть консультировать человека, проблемы которого берут корни в больной семейной среде. Конечно, не всегда есть возможность отселиться и ограничить связи с психопатологической средой. Но если возможность есть, и человек почему-то ею не пользуется, значит, этот невроз ему чем-то выгоден.
Императрица покажет то, насколько женщина чувствует себя женщиной. Императрица отвечает за женскую идентичность. Под женской идентичностью следует понимать весь комплекс установок, представлений и потребностей, которые охватываются ролью женщины как матери, супруги и хранительницы домашнего очага. Проблематичные соседние с Императрицей Арканы укажут проблемы и расстройства женской идентичности, а, также, на возможное стремление выйти за рамки установленных природой и обществом женских обязанностей. Данный архетип распространяется на всех женщин. У кого-то он будет доминирующим, и она станет отличной женой и домохозяйкой. У кого-то он будет слабее, что даёт возможность женщине найти себя в чём-то другом. У некоторых архетип Императрицы может быть сильно невротичным либо женщина может изначально находиться в подсознательном конфликте с ним. Иной раз Императрица может показывать расстройства женской половой сферы, особенно вместе с Луной. В целом вся специфика женской сексуальности тоже связана с Императрицей.
Исходя из вышесказанного, в раскладе, в контексте своего окружения, Императрица покажет, насколько здоров или болен её архетип в душе пришедшего человека и как этот архетип влияет на ту проблему, которую клиент принёс к психологу.