Человек, который только прикоснулся к астрологии, наверное, удивится теме сегодняшней рассылки. Астрология за тысячелетия своего существования накопила достаточно методик для решения огромного спектра вопросов: взаимоотношения, анализ проблем, прогноз на будущее, медицина, ответы на вопросы «да\нет» и т.д. Так зачем же астрологу карты Таро, оракулы, руны? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос на просторах всемирной паутины и в книгах известных астрологов.
Aстролог и таролог Хайо Банцхаф в своей книге «Тайны характера. Человек в зеркале четырех стихий, астрологии и Таро» рассказывает, как он использует в своей практике карты Таро и астрологию.
«Гадание на картах, как не что иное, может дать представление о ситуации, и в том числе о перспективах на будущее. Если же я хочу понять какого-либо человека и его характер, то гороскоп представляется мне самым лучшим инструментом.
Правда, бывают случаи, при которых невозможно составить гороскоп – по самым разным причинам. Тогда, как показывает практика, карты очень неплохо описывают личность человека. Однако мне кажется, что в них больше «моментальных снимков», которые наглядно изображают нынешнюю ситуацию, в отличие от гороскопа, который, как известно, подробно останавливается на основных тенденциях развития. В этом смысле я, пожалуй, рассматриваю Таро как пророчество, которое указывает на то, чего нам недостает, как путеводитель в темные и непонятные времена перемен».
Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг тоже обращал свой взгляд на астрологию, Таро, И-Цзин. Он рассматривал гадание как форму медитации, самоанализа.
Константин Дараган в своей книге «Астрология трансформация личности» рассказал о механизме работы предсказательных техник. Он отмечает, что мантика, как и астрология, базируется на принципе, сформулированном Гермесом Трисмегистом в «Изумрудной скрижали»: «Что вверху – то и внизу, то, что снаружи – подобно тому, что внутри». Используя тот или иной прием гадания, мы добиваемся того, что скрытый, неоформленный импульс из коллективного бессознательного проходит через наше индивидуальное подсознание и обретает проявленную форму в сознании. Ответ находит себе путь через наше «Я» в жестком пространстве символа так же, как вода находит себе путь в скалах.
На сайте Сириус Всеволод Урумийский описывает возможности использования гаданий так:
«Мантика позволяет отобразить наиболее активные на данный момент архетипы-доминанты. Являясь правополушарным и иррациональным искусством, мантика позволяет преодолеть ограничения логики и здравого смысла. При адекватном раскладе и постановке вопроса можно проследить динамику внутренних сил и фигур, разыгрывающихся во внутреннем мире человека, которые, очень часто, будут отражать и его внешнюю жизнь».
Кеннет Медоуз в книге «Магия рун» так определяет функцию гадания:
«Гадание по рунам — это способ связи с внутренними силами, формирующими будущее в соответствии с выборами и решениями, сделанными в прошлом. Оно позволяет понять, как образуются потоки энергии, вызывающие изменения во внешнем мире, и предугадывать последствия этих изменений». К.Медоуз видит в рунном раскладе «моментальный снимок» энергетических полей, превалирующих в динамике Времени для той или иной ситуации. Он подчеркивает, что процесс предсказания не фатален.
Руны показывают не то, что должно произойти, а направление определенных действий и их потенциальные последствия. Таким образом, будущее не является предопределенным. Меняя способ восприятия ситуации или свою реакцию на нее, человек может изменить ход событий в благоприятном направлении.
Любопытный взгляд на мантические системы изложила Варвара Прайс в своей статье «Теория гадания, или как провести акт психотерапии над самим собой».
"Некоторые гадательные системы содержат не совокупность банальных ответов, но представляют собой философскую систему бытия, описывающую фазы и этапы развития любого процесса. Мы ставим себе вопрос и случайно выбираем из этой системы какой-либо символ, который символизирует некую ступень в развитии нашего дела. Поэтому этот символ дает не просто ответ, а развернутый ответ. Он отвечает сразу на большое количество вопросов.
Он говорит и о том, какая задача стоит перед гадающим (в общих чертах, конечно), и об объективных препятствиях, которые необходимо преодолеть на данном этапе решения его задачи, и о верном направлении его действий, и о возможных ошибках и их последствиях, и о том, чего следует ожидать дальше. И все это – в одном лишь символе.
Таковы, например, И-Дзин, карты Таро, Руны".
Автор отмечает, что в процессе гадания мы погружаемся в особое состояние сознания близкое к медитации. Это состояние позволяет нам понять себя и найти выход из затруднительного положения, ответить себе на самые разные вопросы: «Почему? Зачем? Как? Что получится? Что произошло?»
Мы говорим себе, что больше не можем доверять своим логическим построениям, цепочки которых нас неизбежно уводят куда-то в сторону от решения насущной проблемы, делая задачу как бы неразрешимой. Или предлагая слишком сложные решения.
Задача в большой степени решается даже не столько благодаря полученным при гадании ответам, сколько благодаря тому, что человек начинает все более и более четко осознавать, что ему на самом деле нужно – т.е. к чему ему следует стремиться и с каких внутренних позиций следует оценивать произошедшее и происходящее. Так, ставя себе вопрос за вопросом и отвечая на него самому себе после прочтения ответа («совпало» - «не совпало» - «примерно так и есть», человек и приходит к постепенному пониманию ситуации и себя в ней.
Похожий мнение на процесс дивинации-гадания (от латинского «divinus» - божественный, божеский, божий) высказал Алексей Ильин в своей статье «Психология рун».
Являясь архетипами коллективного бессознательного, руны, как и планеты в астропсихологии, указывают как на психологические потребности личности, а также на соответствующие архетипической символике качества характера.
Автор определяет преимущества использования рун в качестве дополнительного метода тестирования клиента. А также отмечает, что они не только показывают, чем мучается или чем озадачен тот или иной человек. Руны также подсказывают оптимальный вариант психотерапевтической стратегии. Руны, вытянутые клиентом, как бы говорят о том, куда дух человека хочет идти и какие архетипы в нем самом желают получить развитие. Они как указательные столбы, помогающие путнику не потеряться в незнакомой местности.
При этом руны не являются проекционным тестом, так как человек выбирает «кота в мешке». Этот мантический тест обращен к наиболее активным на данным момент действующим силам бессознательного. Руны говорят о том, в каком направлении Высшее Я человека хочет развиваться, отображая самодовлеющие архетипы бессознательного.
Интересен еще один аспект использования мантических систем в работе консультанта, описанный Алексеем Ильиным. Ведь общение клиент-консультант, будь это астрологическая, психологическая, тарологическая и любая другая консультация – процесс двусторонний. Каждый из участников консультации решает свои задачи.
Консультант, во-первых, может обратиться к любой из мантической технике для того, чтобы получить ответ от собственного бессознательного о необходимой стратегии психотерапии и проверить эту информацию непосредственно на встрече.
Во-вторых, консультант, вытягивая руны или делая расклад на Таро, может узнать, на какие собственные осознаваемые или нет проблемы он притягивает к себе своих клиентов. В любом случае, наиболее встречающаяся руна укажет на его собственный вытесненный невротический архетип.
На последнее замечу, что многие знакомые мне астрологи, тарологи отмечают эту поразительную закономерность: клиенты идут волнами. В какой-то момент это сплошь бизнес-проблемы, а затем всех вдруг переклинивает на любовные отношения. И частенько такие клиентские колебания связаны с ритмами личного гороскопа консультанта. Конечно, можно увидеть это пользуясь астрологическими техниками, но мантика, оперируя символами, обращается непосредственно к коллективному бессознательному.
В ходе многолетней работы с клиентами я заметила, что иногда проще и понятнее объяснить ситуацию на картах, так как архетипы, изображенные в образах, быстрее осознаются некоторыми людьми. Предполагаю, что это связано с тем, что у некоторых людей зрительный канал восприятия информации развит лучше, чем аудиальный (слуховой).
Когда мы оперируем образами, общение идет уже не между личностями, а между носителями коллективного бессознательного. Юнг пишет об этом так: «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов. Он поднимает изображаемое им из мира единократного и преходящего в судьбу вечного, при этом и свою личную судьбу возвышая до общечеловеческой».
Итак, я познакомила вас с некоторыми взглядами астрологов на мантику. Надеюсь, что после этой статьи вы будете относиться к гаданию с меньшей долей иронии, а попробуете на практике подтвердить или опровергнуть чужой опыт. Если это так, то в следующем выпуске (эта статья подготовлена для рассылки Искусство толкования жизни. Вып.62) я расскажу, как выбрать подходящую для вас мантическую систему. И в этом нам уже поможет астрология. До новых встреч!
С уважением, Людмила Смирнова.
Литература:
1. Алексей Ильин. «Психология рун».
2. Варвара Прайс. «Теория гадания, или как провести акт психотерапии над самим собой».
3. Всеволод Урумийский. «Карты Таро в психологическом консультировании».
4. Кеннет Медоуз. «Магия рун».
5. Константин Дараган. «Астрология трансформация личности».
6. Хайо Банцхаф. «Тайны характера. Человек в зеркале четырех стихий, астрологии и Таро».