Основу «сюжетно-ролевого теста диагностики побуждений» составляет оригинально составленный текст «Любовной истории», где главные действующие лица отражают основные побудительные тенденции личности, сопоставимые с классификацией потребностей швейцарского психолога Л. Зонди.
Сначала зачитывается краткая инструкция:
«Внимательно прослушайте содержание истории, записывая имена главных героев на отдельном листке. Постарайтесь прочувствовать их переживания, понять и оценить их поступки. По окончании текста Вам будет предложено выполнить задание».
После прочтения текста испытуемых просят ответить на вопросы.
· «Кто, по Вашему мнению, больше всех виновен в этой трагедии?»
· «Кто должен стоять на втором месте?» и так далее до:
· «Кто, по Вашему мнению, меньше всех виновен?».
Принцип проекции в методике «диагностики побуждений» основан на поиске испытуемым идентификации и сходства с лицами, которые в своем поведении отражают ведущую реализованную потребность. Для повышения действия эффекта проекции, выбор потребностей заключается не в поиске «приятного-неприятного» лица, как это происходит в классическом варианте теста Зонди, а в поиске «виновного-невиновного» в данной истории.
Лица, которых испытуемый считает наиболее виновными в разыгравшейся трагедии, отражают подавленные потребности индивида. Они указывают на его основные проблемные зоны и неудовлетворенные желания.
Лица, которых испытуемый, напротив, относит к наименее виновным, отражают реализованные им потребности и мотивы. Они указывают на соответствующие поведенческие особенности личности и доминирующие у субъекта черты характера, на основе которых психолог делает заключение об его профессиональных склонностях.
«Любовная история»
«Жила-была молодая красивая девушка по имени Люба (Л). Пришло время, и она влюбилась в красавца-парня по имени Эдик (Э). Она знала, что и он страстно любит ее, но любовь их была «любовью на расстоянии», так как они жили по разным берегам широкой и бурной реки, которую не переплыть, а моста на ней не было. Несмотря на это препятствие, раньше Эдик часто бывал у Любы дома, пока старшая сестра Любы – Зина (З), не увидела, что они украдкой целуются. Она грубо прогнала Эдика, не велев ему даже «показываться на глаза».
Страдая от разлуки с любимым, Люба сшила себе красивое платье, решив, что, если Эдик увидит ее в нем, то его чувства воспылают к ней с новой силой. Надев это платье, Люба пошла вдоль реки, ища возможность переправиться на другой берег.
Недалеко от берега плыла на своей лодке известная спортсменка Аня (А). Люба рассказала Ане о своей любви, о том, что она уже не в состоянии жить в разлуке с любимым, а затем попросила Аню перевезти ее на тот берег. Однако, та сказала, что река широкая и бурная, и за «просто так» она перевозить ее не будет – Люба должна заплатить ей за работу. Но у Любы не было денег, и она пошла вдоль берега, надеясь найти их у кого-нибудь.
По дороге ей встретился изобретатель-самоучка Михаил (М). На вопрос Любы Михаил ответил, что деньги у него есть, но он ничего ей не даст, так как сейчас занят созданием «вечного двигателя». После того как Михаил его создаст, он сам на этом «двигателе» и отвезет Любу на тот берег. В расстроенных чувствах Люба вернулась к Ане, надеясь, все же, уговорить ее перевезти на другой берег. Но Аня никак не соглашалась делать это «за просто так».
В это время на берег реки пришла загорать в обнаженном виде Любина подруга Даша (Д). Даша посоветовала Любе отдать за провоз свое платье, так как сейчас тепло и можно спокойно ходить без одежды. Любе очень не хотелось этого делать, но, представив, что скоро увидит своего Эдика, она пошла на эту жертву. Спортсменка Аня, хотя и не любила носить женские платья, немного подумав, все же решила его забрать для своей домашней коллекции. Люба отдала свое платье Ане, и та перевезла девушку на другой берег.
Стыдясь своей наготы и прячась за кустами, Люба стала пробираться к Эдику. Но тут ее увидел сексуальный маньяк Семен (С). Увидев молодую, красивую обнаженную девушку, он набросился на Любу и изнасиловал ее.
Проходивший зарослями кустарника другой мужчина, Олег (О), видел все это и рассказал о случившемся всем, в том числе и Эдику. Когда Люба, наконец-то, пришла к своему любимому, на нее смотрели холодные глаза. «Я все знаю, – сказал Эдик. – Прости, но после всего, что произошло, я не смогу любить тебя».
Жизнь для Любы потеряла смысл. Она бросилась в реку и утопилась».
Интерпретация:
Люба – потребность в любви, желание встречаться с лицами противоположного пола, быть для них любимым и физически привлекательным. Это находит свое проявление в таких чертах личности, как мягкость, тактичность, а в крайней форме – пассивность, подчиняемость (h-фактор).
Семен – потребность в мужественности, физической силе, активной позиции. Черты личности – решительность, смелость, в крайней форме – стремление к сексуальной или агрессивной разрядке (s-фактор).
Зина – потребность в справедливости, правоте, в резких пароксизмальных поступках. Черты личности: чувствительность, сензитивность, импульсивность. В крайней форме – потребность в накоплении и разрядке грубых аффектов (e-фактор).
Даша – потребность в демонстрации себя, желание быть в центре внимания, нравиться окружающим, производить впечатление на других, умение «вжиться» в любую роль. В крайней форме – эксгибиционизм (hy-фактор).
Эдик – потребность в отстаивании собственной позиции, быть лидером, доминировать над другими, принимать решение за других, предписывать, что им делать. Черты личности – прагматизм, рассудительность, целеустремленность, требовательность. В крайней форме – эгоцентризм (k–фактор).
Михаил – потребность в достижении успеха, всемогуществе, стремлении распространить свое влияние на окружающих. Это находит выражение в хорошо развитом воображении, фантазии, стремлении к творчеству. В крайней форме – мания величия (p-фактор).
Аня – потребность в новых впечатлениях, любовь к порядку, заблаговременному планированию своей деятельности, содержанию вещей в чистоте, а также стремление путешествовать и пробовать себя в новом качестве. В крайней форме – «анальная личность», склонность к депрессии (d-фактор).
Олег – потребность в установлении новых связей, в знакомствах с новыми людьми; желание быть независимым в своих поступках, избегать ответственности и обязательств. Черты личности – общительность, жизнерадостность. В крайней форме – гипоманиакальность
(m - фактор).
Полностью здесь.