МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко совершают его».
ФАКТ: 90% суицидентов перед совершением самоубийства приводят важные словесные доказательства своих намерений; 40% - обращаются к специалистам. Т.е. почти каждому удачному суициду предшествует предупреждение или другие сигналы о готовности к поступку. Когда кто-то говорит о совершении самоубийства, речь скорее всего идет о предупреждении, - или же это «крик о помощи».
МИФ: «Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание».
ФАКТ: Человек, говорящий о суициде, испытывает психическую боль и хочет поставить в известность о ней значимых для него людей.
МИФ: «Покушающиеся на самоубийство желают умереть».
ФАКТ: Подавляющее большинство суицидентов хотят не смерти, а избавления от психической боли.
МИФ: «Самоубийства и суицидальные попытки — явления одного порядка».
ФАКТ: Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не самоубийство, неудавшееся по каким-то причинам.
МИФ: «Тенденция к суициду наследуется».
ФАКТ: Не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения.
МИФ: «Ничего бы не могло остановить того, кто уже принял решение покончить с собой».
ФАКТ: Большинство людей, обдумывающих возможность самоубийства, хотят, чтобы их страдания закончились, и стремятся найти альтернативу или пути облегчения боли.
МИФ: «Те, кто пытаются покончить с собой, - психически больны».
ФАКТ: Большинство суицидальных попыток совершаются психически здоровыми людьми. Большинству предпринимающих попытки самоубийства не мог бы быть поставлен диагноз психического заболевания.
МИФ: «Человек, переживший суицид в подростковом возрасте, никогда не может чувствовать себя в безопасности, даже когда становится взрослым».
ФАКТ: Много молодых людей переживают суицид, получают врачебную помощь, выздоравливают и затем ведут нормальную здоровую жизнь.
МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидную попытку, то подобное больше не повторится».
ФАКТ: Очень многие повторяют эти действия вновь; около 80% совершивших успешный суицид имели до этого неудачные попытки.
МИФ: «Риск самоубийства исчезает, когда кризисная ситуация проходит».
ФАКТ: Под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил после минования острого кризиса лишь помогает выполнить задуманное.
МИФ: «Самоубийство всегда совершается внезапно, импульсивно».
ФАКТ: Существует много диагностических признаков повышенного риска самоубийства; иногда оно планируется годами.
МИФ: «Разговоры о самоубийстве могут способствовать его совершению».
ФАКТ: Обсуждение суицидальных настроений собеседника в действительности демонстрирует ему, что кто-то готов понять и разделить его боль. Разговор может стать – и часто становится – первым шагом в предупреждении суицидов.
МИФ: «Суицидальный факт – это своеобразная форма решения личных проблем».
ФАКТ: Суицидальное поведение, как правило, по сути своей «иррационально»; кризис возникает на фоне серьезных личных проблем, но его возникновение не обязательно связано с их обострением.
МИФ: «С депрессией можно справиться усилием воли».
ФАКТ: Призывы типа «возьмите себя в руки!», «будь мужчиной!» и т.п. лишь снижают самооценку, поскольку сознательно контролировать депрессию не удается.
МИФ: «Самоубийство — это закономерная реакция на травмирующую ситуацию, а если она не воспринимается окружающими или профессионалами как драматическая, значит, человек, совершающий ее, психически болен».
ФАКТ: Большинство людей в трудных ситуациях мобилизуются, поэтому социальный кризис 90-х гг. в России вначале сопровождался снижением числа самоубийств. Зато потом мы по этому показателю стали лидировать в мире.