А я дочитываю А.Айча Астропсихология. Легко читается, взгляд на астрологию еще с одной стороны. Но вот когда дошла до глав:
Психосоматические заболевания, Паталогические характеры - пошел большой груз. Не могу принять и не укладывается в голову.
По моему мнению, у каждого человека можно найти отклонения от нормы , если хорошенько поискать. И что такое норма? Без кризисов, депрессий, стрессов не прожить. Другое дело, их умело скрывать от других или выпячивать.
Особенно заинтересовало, как автор соотносит сефиры и планеты. Я тоже этим занималась, в его трактовках есть большой смысл.
У него высшей сефире Кетер соответствует Плутон. А его астрономы упразднили как планету. Что-то в этом есть.
Шизофрения
Сообщений 1 страница 20 из 31
Поделиться12006-12-23 23:29:40
Поделиться22006-12-23 23:43:37
Психосоматические заболевания, Паталогические характеры - пошел большой груз. Не могу принять и не укладывается в голову
А мне, наоборот, ЭТО как раз понятно Я не говорила, что мы с Анной Эдуардовной в свое время замутили исследование на тему шизофрении? Она, надо отдать должное, весьма терпеливо относится к моим вспышкам исследовательского зуда :thank_you: И с Молодой Гвардией терпеливо поддерживает. Да, так вот. Я же писала в свое время в универе курсовую на тему "Особенности мыслительной деятельности при шизофрении" :dance: И потом шарахнула меня мысль провести астрологические параллели. Но столкнулась с тем, что нет данных рождения. С психиатрами я не дружу :/ и как-то взять их негде. И потом эта работа требует особой тщательности и кропотливости. Что такое шизофрения толком никто не знает. Есть тут у меня пара идей.... думаю, когда-нибудь дойдут руки до этого. Так вот, у Айча, кажется, отдельная глава на эту тему, где он связывает шизофрению с Марсом на АСЦ-те. Я бы не сказала, что полностью с ним согласна...
Поделиться32006-12-23 23:55:06
С психиатрами я не дружу
найти и подружиться!!!!
У меня тоже была такая мысль по сбору шизофреников))) Приятель учился на психиатра. И рассказывал всякие истории, но данные давать низзя, хотя..конечно, можно их получить. Только вот все равно без времени рождения)
Помню, что голая оппозиция Меркурий -Уран в 6-12 домах.
Марсом на АСЦ-те
Пожалуйста, скажите, какая тут мысль...не поняла, почему именно так.
Поделиться42006-12-24 09:45:36
найти и подружиться!!!!
acute.gif
Помню, что голая оппозиция Меркурий -Уран в 6-12 домах.
Не, Ир, там с интеллектом вообще все нормально. При шизофрении интеллект не страдает. В тех картах, которые мне довелось рассмотреть, Меркурий тринил только так!
А Марс при чем тут... Марс на АСЦ - это буквально "война личности". Современная психиатрия считает, что шизофрения - это расщепление личности, что-то отдаленное было у первобытных людей. С нашей точки зрения, это - шизофреники (я могу об этом рассказать чуть подробнее). Но есть ряд современных исследователей, которые считают шизофреников людьми с высоким уровнем чувствительности, что-то типа плохо "настроенной антены", которая гудит, шуршит и хрюкает, но при правильном настрое может поймать вибрации высокого уровня, то бишь музыку (если продолжать аналогию) из очень далеких пространств. Поэтому лично мое мое мнение, что там должны быть задействованы (наряду с остальными факторами) высшие планеты, в частности Плутон.
Поделиться52006-12-24 10:31:36
В тему шизофрении.
Роман С.Шелдона "Расколотые сны".
По отзывам тех, кто в теме, -- клиника описана очень верно.
Девочки, ну там явно ведь не Марс. Там Плутон (такиииие преображения, до неузнаваемости). Вероятно, с Нептуном и/или Луной еще что связано: ведь они НА САМОМ ДЕЛЕ не помнят эти свои деяния, свои ипостаси. С 12-м ли домом. (У героини Шелдона там точно не без Луны: причины, корни в глубоком детстве, старательное вытеснение).
Поделиться62006-12-24 11:43:27
Тань, там не только Плутон. Там все значительно сложнее. Мы когда с Анной Эдуардовной это дело исследовали, выяснили, что там так или иначе задействована почти вся группа планет. Ну думаю, когда-нибудь я вернусь к этой теме. Вот только база, к сожалению, очень маленькая. Не знаю пока как подступиться к местной психушке.
"Расколотые сны" не помню читала или нет, а вот еще в начале перестройки в журнале "Нева" была повесть "Зеленая пряжка" на эту же тему. Помню, прочла с большим интересом. Там описывается внезапное заболевание девушки, симптомы, ее поведение во время приступа.
Поделиться72006-12-24 11:48:38
"Зеленую пряжку" не помню (хотя Неву в середине-конце 80-х -- нач.90-х выписывала).
"Расколотые сны" в сети нашла здесь: http://bookz.ru/authors/6eldon-sidni/sh … ldn18.html
Поделиться82006-12-24 12:01:03
Ага, Таня, спасибо за ссылку. Надо будет посмотреть.
Поделиться92006-12-26 19:26:09
там с интеллектом вообще все нормально
уран как Высш. нерв. система, а меркурий -остальная ( в медицине могу ошибаться терминах, так, по обычному).
6-12 - Человек может выпасть из адекватности ( 6-й) в любой момент ( оппозиция действует то или другое).
Марс на АСЦ - это буквально "война личности".
энергичный человек.
Меркурий тринил только так
Ничего себе! Значит, человеку ТАМ хорошо?! :pardon: В том состоянии?!
там должны быть задействованы
Несомненно! Просто получается люди непонятые, что-то такое) По ВП.
Помню, приятель спросил меня про астрологию. Ведь это тоже грань) Про предсказывания и т.д. Ведь это тоже адаптирование знаний в жизнь, а у шизофреников, они, выходит, не адаптируются((((
я могу об этом рассказать чуть подробнее
пожалуйста, расскажи, введи в курс)
Поделиться102006-12-26 19:54:41
Ничего себе! Значит, человеку ТАМ хорошо?! В том состоянии?!
Не, это не значит, что хорошо. Это значит, что у шизофреников с интеллектом все нормально. Их проблемы в том, что если мы говорим об уровне мышления (а есть еще уровень поведения или уровень эмоций), так вот, на уровне мышления они судят о предметах о скрытым (латентным) признакам, а не по явным, проявленным. Т.е. у них нарушены ассоциативные связи. Пока понятно? Это я спрашиваю, чтобы я вас как Сусанин не увела откуда не возвращаются
энергичный человек.
Расколотая личность. В личнсти 2 и более личности. Они между собой спорят, конфликтуют, воюют. У больного появляется сверхценная идея, которую он обязательно должен доести до людей (как в "зеленой пряжке"). Что такое шиза и как ее лечить никто толком не знает. Есть куча разных теорий. Лично мне близка та, по которой говорят, что шизофреник - это человек, которому вовремя не было с кем поговорить. Шизофренией можно заболеть и в результате затяжного стресса (есть у меня одна такая знакомая), бывает и генетическая предрасположенность, но не более 25% даже в случае заболевания обоих родителей. Есть юношеская шизофрения, есть "шубообразная" (это самый тяжелый вид). Шизофрению называют "Королевой ХХ века", именно в ХХ веке сложились условия для увеличения заболевания. Вот! Это кратко!
Поделиться112006-12-26 20:02:43
Вот эту статью В. Руднева я использовала в своей курсовой работе (печатный вариант в журнале "Логос", если не ошибаюсь, 1986 год), полный текст статьи тут:http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/rudnev/3.shtm
Я хочу обратить ваше внимание на то как меняется язык (который неразрывно связан с мышлением) при разных психопатологиях. В этой статье взята история Толстого про мальчика, который спионерил перед обедом сливу и съел ее. Помните? И как по-разному можно рассказать эту историю в свете псих.заболеваний.
"Для того, чтобы разобраться в этой проблеме и посмотреть, как устроены различные психотические языки, мы решили провести сам по себе в некотором смысле психотический эксперимент, суть которого заключалась в том, что мы взяли некий художественный текст, заведомо не психопатический и даже по преимуществу не невротический (хотя, по-видимому, таких просто не бывает) и затем постепенно превратили этот текст сначала в эксплицитно невротический, затем в паранояльный, маниакально-деперессинвый и наконец шизофренический. Для того, чтобы с подобным текстом легко было работать, ясно, что он должен быть небольшим. Для того же, чтобы он, хотя бы на первый взгляд, казался не относящимся к сфере художественной патопсихологии, ясно, что это скорее всего должно быть произведение быть ХIХ века и, в третьих, желательно, конечно, чтобы это был хрестоматийно известный текст. Мы выбрали следующий:
Л. Н. Толстой
Косточка
(Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он ен удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал: "Нет, я не ел".
Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь."
Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Мы не могли не начать с того, чтобы не посмотреть морфологию этого текста, оставив его нетронутым хотя бы внешне. Картина, представившаяся нашему взору, была достаточно красочной и оставляла всякие иллюзии по поводу того, что может быть "здоровый" художественный текст. "Косточка" прежде всего представляет собой полную развертку Эдиповой ситуации. Авторитарная (фаллическая - термин Лакана - шизофреногенная - термин Кемпинского - мать) - слабый, пытающийся при помощи лжи навести порядок отец, угрожающий кастрацией-смертью - мальчик Ваня, судя по всему 3-5 летней, и его желание съесть сливу как желание инцеста с матерью. Сливы, "этот смутный объект желания", - часть матери - ее грудь - ее половые органы, к которым Ваня принюхивается (копрофагия). Сливы - это по этимологии нечто сияющее. Бедный Ваня. Ананкастическая мать "сочла сливы" и "сказала отцу". И хотя реально Ваня не ел косточку, но страх символической смерти-кастрации гораздо сильнее реального поступка. Заметим, что для отца важна именно не слива, а косточка. Плохо есть тайком сливы (плохо желать матери) но проглотить косточку - это уже страшно, потому карается смертью. Именно поглощение косточки воспринимается как инцест. Проглатывание в мифологической традиции играет огромную роль. От проглатывания чего-либо родились многие мифологические герои: так, Кухулин pождается от того, что его мать выпила воду с насекомым. Конечно, чрезвычайно важно, что рассказ называется не "Слива", а "Косточка", потому что косточка - это то что содержит в себе семя. Проглотив косточку, Ваня совершил бы символический обряд совокупления с матерью, более того, оплодотворения матери. (Характерно, что Ваня сначала покраснел - стыд за инцест, а потом побледнел - страх кастрации.)
Мифология косточки - кости - зерна - зернышка - семечка дает обширный интертекстуальный контекст, связывающий поведение Вани с известным комплексом, связанным с работой Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", с комплексом эроса-танатоса, которому почему-то в свое время не дали имени собственного. Назовем его "комплексом Персефоны".
В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых <...>. Горевавшая Деметра (мать Персефоны. - В. Р.) наслала на землю засуху и неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие [Лосев 1991: 438].
В тексте Толстого "Косточка" содержится и идея первородного греха - слива как плод с древа познания добра и зла, но также и мизансцена тайной вечери. - Один из вас съел сливу - один из вас предаст меня. - Нет, я выбросил косточку за окошко. - Не я ли Господи?
Что такое косточка? Косточка - это семя плода. То есть то, что кто-то из вас, дети, возжелал тела матери своей, это нехорошо, но это не беда, беда в том, что в сливах есть косточки, то есть отец боится символического инцеста и карает за него даже не кастрацией, а просто смертью. Причем здесь не годится "истинно, истинно говорю" и т. д. За поедание плодов с древа познания добра и зла (то есть того, что можно и того, что нельзя - и в этом весь поздний Толстой) вердикт один - изгнание из Рая, то есть смертность. Видно, и Толстому в детстве что-то такое померещилось, а потом в 1970-е годы настолько отозвалось, что он отказался от секса вообще (мало ли что!?)
В русской литературе косточка как элемент "комплекса Персефоны", амбивалентно объедняющего любовь и смерть, присутствует, например, в рассказе Пушкина "Выстрел": ("...видя предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки..."), "Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня".
Вишневая косточка играет такую же роль в одноименном рассказе Юрия Олеши. Там герой зарывает в землю вишневую косточку - символ неразделенной любви, - чтобы на этом месте выросло вишневое дерево любви разделенной. В рассказе же Олеши "Любовь" таким символом выступает абрикосовая косточка (сам абрикос напоминает герою ягодицы). В "Трех толстяках" Суок рассказывает наследнику Тутти (Суок замещает куклу, в которую он влюблен и которая оказывается его сестрой - мотив инцеста) о том, как она насвистывала вальс на двенадцати абрикосовых косточках.
Этот приблизительный и намеренно эскизный "психоанализ" мы провели лишь для того, чтобы показать, как много можно "вытащить" из на первый взгляд невинного текст - поскольку мы намерены "вытащить" из него гораздо больше.
Данная процедура, которую мы намереваемся неоднократно проделать с "былью" Толстого, на первый взгляд, напоминает пародию, однако фундаментально она противоположна пародии, так как последняя заостряет в тексте то безусловное, что в нем есть, наша же методика препарирования показывает то, чего в тексте безусловно нет, но могло бы быть при определенных условиях.
Для того, чтобы превратить рассказ Толстого в невротический дискурс (а он и так, как мы убедились, имплицитно представляет собой невротический дискурс), нужно переписать его (в плане выражения) при помощи стиля "поток сознания и (в плане содержания) придать ему характерную невротическую тоску по утраченному желанию. Можно пойти по двум путям: либо сконструировать этот текст на манер Джойса или Пруста в духе статьи "Психотический дискурс" или сконструировать его при помощи абстрактных правил. Наиболее простой обработке данный текст поддается в духе Пруста, если в качестве субъекта повествования усилить роль повествователя и эксплицировать его латентные воспоминания, пользуясь выражением Фрейда, эксплицировать "невротическую семейную драму".
Вспомним фрагмент из Пруста, который мы приводили в "Психотическом дискурсе":
... без какого-либо разрыва непрерывности - я сразу же вслед тому прошлому прилип к минуте, когда моя бабушка наклонилась надо мной. То "я", которым я был тогда и которое давно исчезло, снова было рядом со мной, настолько, что я будто слышал непосредственно прозвучавшие слова...
Я снова полностью был тем существом, которое стремилось укрыться в объятиях своей бабушки, стереть поцелуями следы ее горестей, существом, вообразить себе которое, когда я был тем или иным из тех, что во мне сменились, мне было бы так же трудно, как трудны были усилия, впрочем, бесплодные, вновь ощутить желания и радости одного из тех "я", которым, по крайней мере на какое-то время я был.
"Косточка-1" (Л. Н. Толстой-М. Пруст)
Когда я вспоминаю запах тех слив, которые купила тогда мать и хотела их дать детям после обеда и которые лежали на тарелке, а я никогда не ел слив и поэтому все нюхал их, и их запах до того мне нравился, что хотелось немедленно съесть одну сливу, вкусить хотя бы одну частичку матери, и я все ходил и ходил мимо слив, и наконец, когда никого не было в горнице, я не выдержал, схватил одну сливу и впился в нее...
Но мать, как она обычно поступала в подобных случаях, перед обедом сочла сливы и увидали, что одной не хватает, и, конечно, сказала отцу об этом, и отец не смотря на всю свою мягкость, уступая ей, за обедом стал выяснять, не съел ли кто-нибудь из нас одну сливу, и все, разумеется, сказали, что, нет, и я тоже сказал, что я не ел, хотя краска стыда залила меня с ног до головы. И тогда отец сказал, что, если съел кто-то из нас, сьел эту поистине несчастную сливу, то это, разумеется, нехорошо, но беда вовсе не в этом, беда в том, что в сливах есть косточки, и кто не умеет их есть и проглотит косточку, тот через день умрет, и что он очень этого боится. Ужас от этого невинного обмана отца (после этого, не раз желая умереть, сколько сливовых косточек я проглотил!)настолько парализовал мое сознание, что я побледнел и как бы помимо своей воли выговорил роковые слова о том, что я не проглатывал косточки, а выбросил ее за окошко (в тот - первый! - раз это было правдой).
Смех матери, отца и братьев оглушил меня. Я горько зарыдал и выбежал вон из горницы.
Воздержимся пока от комментария, который впрочем, может быть, здесь и вовсе не нужен, но для контраста препарируем теперь текст Л. Толстого в духе джойсовского "Улисса":
Ах и море море алое как огонь и роскошные закаты и фиговые деревья в садах Аламеды да и все причудливые улочки и розовые желтые голубые домики аллеи роз и жасмин герань кактусы и Гибралтар где я была девушкой и Горным цветком да когда я приколола в волосы розу как делают андалузские девушки или алую мне приколоть да и как он целовал меня под Мавританской стеной и я подумала не все ли равно он или другой и тогда сказала ему глазами чтобы он снова спросил да и тогда он спросил меня не хочу ли я да сказать да мой горный цветок и сначала я обвила его руками да и привлекла к себе так что он почувствовал мои груди их аромат да и сердце у него колотилось безумно и да я сказала да я хочу Да.
"Косточка-2" (Л. Н. Толстой-Дж. Джойс)
Да сливы причудливые оливкового цвета купленные матерью когда Стивен был еще совсем хотела их дать детям после обеда лежали переливаясь на тарелке Стивен никогда не ел слив никогда не ел и все нюхал их очень нравились ему все ходил и нюхал копрофагия очень хотелось съесть все ходил мимо слив и нюхал и когда никого не было в горнице не удержался схватил одну и съел перед обедом мать сочла сливы милая навязчивая привычка все пересчитывать Стивен их все нюхал и нюхал сказала отцу за обедом отец А что дети не съел ли кто-нибудь из вас все сказали Нет а Стивен все нюхал и нюхал и покраснел как рак и тоже сказал нет я не ел тогда отец Что съел кто-нибудь из вас это нехорошо но не в том а что в сливах есть косточки и кто не умеет их есть и проглотит то через день умрет бесповоротно И Стивен побледнел как свежее ирландское полотенце и давясь и отплевываясь и вновь вдыхая аромат материнской груди и смех всеобщий вокруг и собственное рыдание предчувствуя неумолимо Да он сказал Да за окошко ее выплюнул безвозвратно
Мы видим, что те психоаналитические мотивы, которые были нами выявлены при первоначальном анализе, заострились, хотя мы не ставили это своей целью. Желание, направленное на мать, и законодательная роль отца стали очевидными, чувство вины и переживание любви как смерти и позора сделались ясными. Но гораздо важнее для нас тот результат, что исходный травматический смысл текста, будучи глубинным в генеративистском понимании слова "глубинный", остался незатронутым. Глубинная структура: "мальчик - желание сливы (матери) - нарушение запрета - законорегулирующая функция отца - всеобщее осуждение - фрустрация" или более коротко: "мальчик - желание матери - угроза смерти со стороны отца - фрустрация", - осталась незатронутой.
Что это означает для нас? Это может означать следующее. Любая травма формируется в бессознательном, поскольку в бессознательном содержится Эдипова (в данном случае) ситуация (как во второй, краткой формулировке глубинной структуры текста, которая представляет собой обыкновенную формулу развертки Эдипова комплекса). Но при этом реальный невроз (или психоз), по-видимому, формируется не на уровне глубинной структуры, не в бессознательном (как вроде бы думали Фрейд и Лакан), а при переходе от глубинной структуры к поверхностной, то есть когда текст обретает реальные слова и в зависимости от того, какие слова будут окружать бессознательное. От того, среди каких слов и предложений будет жить бессознательное человека после полученной травмы, будет зависеть то, в какую именно форму психического отклонения воплотится изначальная травма-смысл-глубинная структура. В этом плане ключевой тезис Лакана - "Бессознательное структурируется как язык" - следует дополнить тезисом, в соответствии с которым этот язык, смыслы (означающие) которого накоплены в бессознательном, реализуется в полубессознательной ли "пустой речи" или осознанной "полной речи" на уровне сознания. Из этого же следует, что сама болезнь, сам симптом, также может реализоваться лишь на уровне речи, и что, стало быть, психическое заболевание - это лишь болезнь речи, заболевание речью, что мы и стремимся показать.
Прежде чем перейти к моделированию психотического дискурса, построим невротический дискурс-3, не опирающийся на стиль какого- либо конкретного писателя, но при этом имитирующий на уровне речи какой-нибудь конкретный невроз. Лучше всего, если это будет невроз навязчивости, так как от навязчивости легко будет перейти к паранояльному бреду, поскольку последний является наиболее полным воллощением и одновременно бредовым отрицанием идеи навязчивости [Рыбальский 1993]
Невроз навязчивости (обсессивный невроз, невроз навязчивых состояний), заключается в том, что человек как бы против своей воли все время сосредоточен на совершении одного и того же действия или мысли об этом действии при полном осознании чуждости и бессмысленности этих действия или мыслей о нем. Например, больному нужно десятки раз в день мыть руки (пример В. Франкла) или каким-то образом манипулировать с числом "три" пример П. В. Волкова [Волков 1992].
"Косточка-3" (невроз навязчивости)
Наконец-то мать купила слив. Она хотела их дать детям после обеда. После обеда - так долго ждать! Сливы - они лежали на тарелке. Ваня никогда-никогда не ел слив, лишь какое-то неясное волнующее воспоминание тревожило и мучило его. И вот наконец сбылось. Но как долго ждать конца обеда! И как не хочется делиться с братьями! И он все и нюхал и нюхал сливы. Но еще больше Ване хотелось съесть их все, одну за другой, немедленно, не дожидаясь обеда, не делясь с братьями, съесть их все дочиста, смакуя каждую сливу, облизывая ее снизу доверху, обтирая языком каждую косточку (он знал, что в сливах есть косточки и что их не в коем случае нельзя есть, но почему, почему нельзя?) Он все ходил и ходил мимо слив. И вот когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Медленно, как будто боясь чего-то, облизал ее и потом вдруг плотоядно вонзил зубы в пряную мякоть.
Перед обедом мать сочла сливы и увидела, что ни одной нет. Она сказала отцу.
За обедом, нарушая гнетущее молчание, отец, угрюмо сгорбившись перед пустой тарелкой из-под слив, наконец нерешительно сказал: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" И все закричали, зашумели: "Нет, нет, зачем нам сливы, это не мы, это не мы ели". Они кричали и шумели, указывая глазами отцу на Ваню. Ваня покраснел, как рак, и отчетливо произнес: "Да не ел я ваши паршивые сливы".
Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь."
Ваня побледнел и, с трудом выговаривая слова, произнес: "Нет - я не такой идиот, как вы думаете, - я все косточки выбросил за окошко".
Горница сотряслась от злорадного смеха. Ваня презрительно отвернулся и сплюнул за окно последнюю косточку, которую до последнего момента держал во рту на всякий случай.
Чем обсессивный невроз отличается от паранояльного бреда? В первом случае картина реальности сохранятся, хотя и сильно заслонена обсессией. Ваня понимает язык реальности, он отдает себе отчет, что нельзя, нехорошо есть сливы тайком, но навязчивость, заработанная им, как видно, на оральной стадии развития, взяла верх, принцип удовольствия победил принцип реальности. Ваня также отдает себе отчет в совершенном проступке, но полученное удовольствие настолько сильнее порицания со стороны братьев и отца (что уж тут думать о матери, вообще непонятно!), что он в буквальном смысле готов плевать на социальные нормы.
Не так себя ведет параноик. Он в гораздо меньшей степени связан с реальностью, хотя и не порывает с нею вовсе, как психотик. Паранояльный бред отличается от психотического бреда прежде всего своей внутренней логичностью, систематичностью. Ложной будет только посылка, из которой формируется бред. В остальном он может выглядеть вполне правдоподобно, поэтому его порой трудно отличить от обсессии или сверхценной идеи.
И наконец последнее и, может быть, главное отличие невроза навязчивых состояний от паранояльного бреда состоит в том, что сколь ни была бы тяжка обссесия, невротик всегда сознает ее нелепость и навязанность. Параноик же твердо уверен в истинности того, что он утверждает в своем бреде, каким бы нелепым он ни казался со стороны.
По-видимому, в паранояльной версии "Косточки" Льва Толстого Ваня склонен будет видеть какой-то злокачественный мотив в покупке матерью слив. В плане выражения в паранояльном дискурсе должна нарастать зловещая логизированность повествования и, конечно, с каждым новым шагом по направлению от "нормального" дискурса к дискурсу психотическому (венцом здесь безусловно должна быть шизофрения) текст будет все больше и больше отличаться от исходного, препарирование будет все более радикальным. Ничего не поделаешь - такова логика нарастающего безумия.
"Косточка-4" (паранояльный бред)
Мать купила слив. Но Ваня знал, что мать не желает ему злого. Это отец давно хочет отравить его из ревности к матери. Мать - лишь слепое орудие в руках отца. Наивная, она хотела дать сливы детям после обеда. Но Ваня знал, что сливы отравлены. Если проглотить косточку, которая содержится внутри каждой сливы, как однажды сказал Ване отец, издеваясь над ним, то через день умрешь. Вот она - смерть, думал Ваня. Сливы лежали на тарелке. И хотя Ваня никогда не ел слив, он понимал, что приговор над ним уже произнесен, - он знал, что ему не совладать с отцом. Он подошел и понюхал сливы. Даже на запах было ясно, что это отрава. Два инстинкта боролись в Ване - инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первый говорил ему - не трогай их, беги, спасайся, прочь отсюда! Второй нашептывал коварно прямо в ухо Ване, чтобы он непременно попробовал хотя бы одну сливу. Да, отец отравил их, но бороться с отцом бесполезно, он всесилен. К тому же Ване почему-то очень нравились эти кусочки отравы. Да, это, смерть, - думал Ваня, - отец победил. Бедная моя матушка!
Неотвратимо тянуло съесть. Он молча и подозрительно ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, инстинкт смерти победил. Ваня не удержался, схватил одну сливу и с мысленными проклятиями отцу съел.
Перед обедом отец (о! он все предусмотрел, каждую мелочь) заставил мать счесть сливы. Мать, не понимая, зачем это нужно, но, привыкнув во всем подчиняться отцу, послушно сочла сливы. Одной сливы не было. Она уже давно переваривалась в Ванином кишечнике.
За обедом отец выдал тайну слив. Он уже ничего не терял и открыто ждал своего триумфа. "А что, дети, - начал он как ни в чем не бывало, - не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел, как рак, и, трясясь от страха, тоже сказал: "Нет, я не ел". Было слышно, как мать облегченно вздохнула.
Тогда отец открыл главное: "Что съел кто-нибудь из вас, - произнес он, недобро улыбаясь и пристально глядя на Ваню, - это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь."
Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".
Отец усмехнулся. Мать закрыла лицо руками. Дети дружно засмеялись. В животе у Вани что-то оборвалось.
Чтобы не перегружать исследование, мы не будем приводить примеры "Косточки- 5 и -6" - маниакально-депрессивного психоза в гипоманиакальной и депрессивной фазе. В первом случае в плане содержания подчеркивается тематика величия, полученного от сока съеденной сливы, во втором - бред преследования и вины за якобы проглоченную косточку. Однако, как писал Блейлер, "все симптомы маниакально-депрессивного психоза могут наблюдаться и при шизофрении, но специфические симптомы шизофрении не бывают при первой болезни" [Блейлер 1993: 357].
Шизофрения - главное психическое заболевание ХХ века, поистине королева безумия. Это заболевание настолько сложное и разнообразное, что однозначно определить его невозможно. Уникальность и особое положение шизофрении показывает хотя бы то, что, если паранойя каким-то образом связана с неврозом навязчивости, а маниакально-депрессивный психоз - с депрессивным неврозом, то никакого аналога шизофрении в сфере малой психиатрии подыскать невозможно.
По-видимому, шизофрению, паранойю, и маниакально-депрессивный психоз можно разграничить следующим образом. При паранойе бред центрируется вокруг Я, при шизофрении Я расщепляется или становится равным всему универсуму, генерализуется. Шизофренический бред - это бред о мире, в то время как паранояльный бред всегда индивидуален. При маниакально-депрессивном психозе нет той генерализованности, харизматичности, онтологичности и апокалиптичности, которые так характерны для шизофрении. То есть при паранойе Я - центр бреда, при шизофрении Я - расщепляется на пассивно-активные трансформации (то есть "я бью" становится неотличимым от "меня бьют" и от "мной бьют"), Я - смешивается с миром. При маниакально-депрессивном психозе Я как субъект - активно (это роднит МДП с паранойей) , но как агент Я - пассивно (это роднит МДП с шизофренией, хотя никаких трансформаций здесь, конечно, не происходит).
Важнейшим признаком шизофрении, как пишет Блейлер, является расстройство ассоциаций. "Нормальные сочетания идей теряют свою прочность, их место занимают всякие другие. Следующие друг за другом звенья могут, таким образом, не иметь отношения одно к другому [Блейлер 1993: 305]. Ясно, что данная особенность является одной из наиболее четких при определении и вычленении шизофренического дискурса.
Ср. пример шизофренической речи из книги [Кемпинский 1998]:
Больная, находившаяся в состоянии спутанности, на вопрос: "Где пани сегодня была?" отвечала: "Имела, а не была... Спрашивали меня, чтобы пошла и сегодня к оптыде оптре птрыфифи, а мне тоже там. Разве доктор... Но нет, нам... Как же с ним... Это было неинтересно с теми. Какое-то молочко, молочко и яблоки, кажется, что-то, какое-то, яблоки, яблоки, вместе соединенные, ну а больше всего боюсь то..." -
с фрагментом из сорокинской "Нормы":
Бурцов открыл журнал:
- Длронго наоенр крире качественно опное. И гногрпно номера онаренр прн от оанренр каждого на своем месте. В орнрпнре лшон щоароенр долг, говоря раоренр ранр. Вот оптернр рмиапин наре. Мне кажется оенрнранп оанрен делать...
Он опустился на стул.
Александр Павлович поднял голову:
- Онранпкнр вопросы опренпанр Бурцов?
Следующая особенность шизофрении по Блейлеру - неустойчивость аффектов. Например, то, что у здорового человека вызывает радость, у шизофреника вызывает гнев, и наоборот (паратимия). Аффекты теряют единство. "Одна больная убила своего ребенка, которого она любила, так как это был ее ребенок, и ненавидела, так как он происходил от нелюбимого мужа; после этого она неделями находилась в таком состоянии, что глазами она в отчаянии плакала, а ртом смеялась" [Блейлер: 312].
Важнейшей особенностью шизофрении является аутизм. "Шизофреники теряют контакт с действительностью <...>. Больная думает, что врач хочет на ней жениться. Ежедневно он ее в этом разубеждает, но это безуспешно. Другая поет на концерте в больнице, но слишком долго. Публика шумит; больную это мало трогает; когда она кончает, она идет на свое место вполне удовлетворенная" [Блейлер: 314].
Не менее важна шизофреническая амбивалентность, неподчинение мышления шизофреника законам бинарной логики. Больной может в одно то же время думать - "я такой же человек, как и вы" и "я не такой человек, как вы" [Блейлер: 312].
Шизофреники испытывают широкий спектр разного рода галлюцинаций - слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Остановимся также на речевых признаках шизофрении, которые помогут нам "синтезировать" шизофренический дискурс. Это перескакивание с темы на тему: "Слова не связываются в предложении; иногда больной громким голосом пропевает их, повторяя один и тот же фрагмент мелодии" [Кемпинский 1998: 33]. Хаотичность, бесцельность речи, производные от нарушения нормального действия ассоциаций. "Словесный салат", - феномен, при котором "речь состоит из отдельных, не связанных в предложение слов, представляющих, главным образом, неологизмы и персеверирующие высказывания или окрики или даже отдельные слоги" [Кемпинский: 39]. Персеверация - автоматическое бессмысленное повторение какого-либо движения или слова вообще крайне характерна для шизофрении. Это связано с так называемым синдромом Кандинского-Клерамбо, или "синдромом психологического автоматизма", одного из наиболее фундаментальных феноменов при образовании шизофренического бреда. Для наших целей в синдроме Кандинского-Клерамбо важно отметить следующую его важнейшую черту - вынужденность, отчужденность мышления от сознания субъекта, как будто его сознанием кто-то управляет [Рыбальский 1983: 72]. (А. Кемпинский справедливо связывает психический автоматизм шизофреников с автоматическим письмом сюрреалистов - сюрреалистический дискурс - ярко выраженный психотический дискурс.)
Наконец укажем важнейшие тематические особенности шизофренического бреда: представление об увеличении и уменьшении собственного тела, превращение в других людей, в чудовищ и неодушевленные предметы; транзитивизм, например, представление в соответствии с которым, в тело или сознание субъекта кто-то входит; представление о лучах или волнах, пронизывающих мозг (так, говорящие лучи, которые передают субъекту божественную истину, - один из ключевых образов знаменитых психотических мемуаров Шребера, исследованных Фрейдом и Лаканом). Чрезвычайно характерна при шизофрении гипертрофия сферы "они" и редукция сферы я - ты - мы, что позволяет говорить о десубъективизации и генерализации шизофренического мира. В этическом плане важно отметить альтруизм шизофреника, его стремление к правде [Кемпинский: 162, 165].
В онтологическом плане шизофреник смешивает прошлое и настоящее, здесь и там, в качестве завершения течения болезни его может настигнуть полнейшие хаос и пустота.
"Косточка-7" (шизофренический дискурс)
Мать купила слив, слив для бачка, сливокупание, отец, я слышал много раз, что если не умрет, то останется одно, Ваня никогда сливопусканья этого, они хотели Васю опустить, им смертию кость угрожала, я слышу слив прибоя заунывный, очень хотелось съесть, съесть, очень хотелось, съесть, съесть, лежали на тарелке, съесть, тех слив, мамулечка, не перечтешь тайком, деткам, мама, дай деткам, да святится Имя Отца, он много раз, много раз хотел, съесть, съесть, хотел съесть, мать купила слив для бачка, а он хотел съесть, съесть, сожрать, растерзать, перемолола ему косточки, а тело выбросили за окошко, разумеется, на десерт, после обеда, сливокопание, мальчик съел сливу, слива съедена мальчиком, сливой съело мальчика, слива разъела внутренности мальчика, кишки мальчика раздуло от запаха сливы, он нюхал их, а они нюхали его, надобно вам сказать, что в сливе заложено все мироздание, и потому, если ее слить тайком, перед обедом, когда в горнице никого, а косточку выбросить за окошко ретроактивно, это тело матери, и все нюхал-нюхал, но не удержался, и все сказали, нет, сказали, нет, слив больше нет, отец заботливо, что если ненароком, но все казали, что слив больше нет, как рак за обедом, мать продала отцу несколько слив, перед обедом сочла детей, видит, одного нет, она сказала отцу, отец покраснел, как рак, я косточки выбросил в отхожее место, в конце концов, одним больше, одним меньше, все засмеялись, засмеялись, засмеялись, тут все, доктор, засмеялись, просто все обсмеялись, чуть с кровати не упали, а Ваня заплакал."
Поделиться122006-12-26 20:06:36
Есть юношеская шизофрения, есть "шубообразная" (это самый тяжелый вид).
Лен, расшифруй, пож-та)))))
на уровне мышления они судят о предметах о скрытым (латентным) признакам, а не по явным, проявленным. Т.е. у них нарушены ассоциативные связи
А можно пример мышления по скрытым признакам?! Мне так проще врубиться будет)
Поделиться132006-12-26 20:34:57
Лен, расшифруй, пож-та)))))
В первом случае заболевание наступает внезапно, резко и сильно. Вообще считается, что чем резче и сильнее начало, тем больше шансов справиться с болезнью. "Шубообразная" это не от слова "шуба", а от немецкого слова, которое переводится как "ступеньки". Т.е. у чел-ка случаются приступы время от времени и с после каждого из них он деградирует еще сильнее, то есть спускается каждый раз на ступеньку ниже в своем развитии, теряет себя как личность все больше и больше.
А можно пример мышления по скрытым признакам?! Мне так проще врубиться будет)
А вот из предыдущего поста, пересказ истории про сливу с шизофреническим уклоном:
Мать купила слив, слив для бачка, сливокупание, отец, я слышал много раз, что если не умрет, то останется одно, Ваня никогда сливопусканья этого, они хотели Васю опустить, им смертию кость угрожала, я слышу слив прибоя заунывный, очень хотелось съесть, съесть, очень хотелось, съесть, съесть, лежали на тарелке, съесть, тех слив, мамулечка, не перечтешь тайком, деткам, мама, дай деткам, да святится Имя Отца, он много раз, много раз хотел, съесть, съесть, хотел съесть, мать купила слив для бачка, а он хотел съесть, съесть, сожрать, растерзать, перемолола ему косточки, а тело выбросили за окошко, разумеется, на десерт, после обеда, сливокопание, мальчик съел сливу, слива съедена мальчиком, сливой съело мальчика, слива разъела внутренности мальчика, кишки мальчика раздуло от запаха сливы, он нюхал их, а они нюхали его, надобно вам сказать, что в сливе заложено все мироздание, и потому, если ее слить тайком, перед обедом, когда в горнице никого, а косточку выбросить за окошко ретроактивно, это тело матери, и все нюхал-нюхал, но не удержался, и все сказали, нет, сказали, нет, слив больше нет, отец заботливо, что если ненароком, но все казали, что слив больше нет, как рак за обедом, мать продала отцу несколько слив, перед обедом сочла детей, видит, одного нет, она сказала отцу, отец покраснел, как рак, я косточки выбросил в отхожее место, в конце концов, одним больше, одним меньше, все засмеялись, засмеялись, засмеялись, тут все, доктор, засмеялись, просто все обсмеялись, чуть с кровати не упали, а Ваня заплакал."
Поделиться142006-12-26 20:36:04
А вообще мне надо поднять свою работу, может что-то интересное оттуда на форум закину. Но это уже на праздниках, скорее всего...
Поделиться152006-12-26 21:06:25
Лена, спасибо огромное за статью!
Она и есть ответ на мои заданные и незаданные вопросы ( отличие шизы от бредов и т.д.)))))
Думаю...
Меркурий должен быть как-то завязан, ведь уклон идет именно в речь, проявленность через речь.
Уран - неудержимый поток, который не может, не успевает как-то перемолоться в сознании))))
Плутон - давящее, трансформирующее личность.
Нептун -расплывчатое, неясное, пассивное скорее. Это к ВП в болезни.
надо поднять свою работу
НАДО
Поделиться162006-12-26 21:34:30
Меркурий должен быть как-то завязан, ведь уклон идет именно в речь, проявленность через речь
Нет, Ира! В том-то и дело!!! В тех картах, которые мне удалось рассмотреть (даже на уровне космограмм) Меркурий прытко секстилит и тринит! Тут что-то другое... Мне бы не хотелось выкладывать сюда астрологические соображения (мало ли кто нас читает? зачем людей пугать, правда?). Думаю, что на форуме я обойдусь именно психологическим срезом. А уж если буду писать работу, тогда туда войдет и астрология.
Поделиться172006-12-26 21:40:20
Меркурий прытко секстилит и тринит!
так болезни могут быть и на тринах, соединениях! Не всегда это напряги. Дома болезни д.б. завязываться)
Помимо Мерка - 3 дом
Мне бы не хотелось выкладывать сюда астрологические соображения
Хор. Поняла.
Раздел " Все грани астрологии" ))))
Поделиться182006-12-27 17:13:05
КАКАЯ ПРЕЛЕСТЬ!!!!!!!!!!!
Радуга, СПАСИБО за "Косточку")))
Я еще не дочитала (убегать пора), но уже очень порадовалась, т.к. еще в детстве заприметила этот рассказик (и отнесла его тогда в раздел очень коварных литературных произведений)))
Отсюда и радость)))))
Хочу спросить еще вот о чем.
Помнится заинтересовал меня Джон Форбс Нэш, временами карту рассматриваю...
Не встречались ли Вам точные данные его рождения?
И еще... пришла сейчас мысль, где попытаться нарыть данных о шизофренических товарищах.
В ближайшее время попытаюсь ))
Поделиться192006-12-27 18:47:24
Помнится заинтересовал меня Джон Форбс Нэш, временами карту рассматриваю...
Не встречались ли Вам точные данные его рождения?
Не - а
Поделиться202006-12-28 02:06:56
Не - а
Жаль...
Придется оставить пока как есть ))
Похожие темы
О психическом здоровье | Практическая психология | 2009-09-02 |
Жизненные и возрастные кризисы | Практическая психология | 2009-03-04 |
У кого чего болит? Определим причину | Нетрадиционная медицина | 2010-06-15 |
Особенности астрологического консультирования | Психологические аспекты астрологии | 2008-07-21 |
Юмор | У самовара | 2011-01-20 |