...важно помнить тот принцип, что поставленная преподом оценка - это в 99 процентах случаев не оценка ваших реальных знаний, а оценка преподом вас самого (-ой). Иными словами, насколько вы в принципе вызываете у него доверия. Запомните для начала две вещи: 1. беспристрастных преподов не существует и 2. Каждое свое решение люди принимают под воздействием определенных эмоций. Я вынес эти правила из школы родимой и всю жизнь им успешно пользовался в обучении, а учился я не мало и учусь до сих пор. Кстати, сам преподаватель и тренер. В эпоху, когда живых экзаменаторов заменят роботы, можете смело забыть то, что я здесь пишу и начните разрабатывать новые стратегии сдачи экзаменов (если, кАнешна, доживете до этого "прекрасного" далёка), а пока...
... пока я опишу несколько правил и реальных случаев сдачи экзаменов.
Правило №1 - Не лезьте на амбразуру. Не надо идти сдаваться первым. Очень часто препод на новеньких и свеженьких отрывается не по-деццки. Другая крайность - внимание препода может быть рассеяно, поэтому то, что вы говорите, может слушаться в пол уха. Причины здесь бывают разные - препод не выспался, не включился в экзаменационный процесс или с бодуна (такое тоже бывает). Идти нужно, учитывая настрой препода - это ВАЖНЫЙ фактор. Не нужно и засиживаться до последнего. Я обычно шел третьим-четвертым...
Правило №2 - Не выкладывайте весь материал сразу. Оставляйте как бы невзначай пробелы. На преподов это действует гипнотически, как косвенное внушение. Хотите эксперимент? Пожалуйста! Представьте, что мы с вами договариваемся на встречу и я вам говорю: "Хорошо, давайте встретимся когда будет на улице жарко: только не в апреле и не в октябре, а также не августе и не в июне, и конечно же не стоит встречаться в сентябре и мае". Из логического ряда "на улице жарко" упущен июль, именно он врезается в голову слушающего сознательно или нет - не важно. Именно по вашим пробелам вас будет гонять препод. Какое удовольствие получит он, когда с удивлением обнаружит, что вы знаете ответы на все его вопросы!
Правило №3 - Найдите в речи препода его излюбленные словечки, слова-паразиты или его интонацию и аккуратно скопируйте. Здесь подстройка не должна быть обезьяничьем. Каждому человеку приятно услышать понятную именно для него самого речь.
Правило № 4 - Отвечайте уверенно. Помните, что основной смысл всегда несет невербалика. Если несете полную чушь, и препод это отмечает, соглашайтесь, но и это делайте уверенно. Вы ни в чем не виноваты! Каждый имеет право на ошибку! Были экзамены, где я отвечал вдвоем по очереди с одним неуверенным студентом. Его неуверенность работала на меня, создавая контраст. Несмотря на идентичную лажу ответов и постоянное поправление нас преподом, я ушел с пятеркой, а мой товарищ с парой. Тогда я оценил по настоящему роль невербалики.
Правило №5 - Пользуйтесь якорями. Якорь - это условный рефлекс, тот самый, который изучал академик Павлов. Это когда за определенным стимулом закрепляется какая-то субъективная и свойственная конкретно этому человеку реакция или состояние. Якоря бывают визуальные (картинка запускает эмоцию), аудиальные (звук запускает эмоцию), кинестетические (вкус, запах или осязательный стимул запускают реакцию). Есть еще дигитальные якоря, но они не столь актуальны. Как я уже говорил, любое решение человек принимает под воздействием эмоций. Ваша задача - закрепить на якорь такую эмоцию, которая поспособствует положительной оценке на экзамене. Здесь важно проявлять творчество и гибкость, якоря - штука сугубо индивидуальная. Хорошо, если удастся на якорь закрепить веселое состояние препода.
Реальный случай, как это сделал когда-то я. Сдавал экзамен по какому-то хитрому околоэкономическому предмету. Я был очень плохо подготовлен к нему. Также я знал, что препод - женщина бальзаковского возраста с неустойчивой психикой и очень суровым выражением лица, улыбающейся я ее не видел ни разу.
И вот группа студентов трясется перед дверью, ждет, когда придет этот учебный терминатор, чтобы попасть в аудиторию. Наконец-то появляется она, невысокого роста и как всегда неулыбчива и строга. Тут ей дорогу перегорождает ваш покорный слуга, здоровается и с полуидиотской мордой лица говорит о том, что у него к ней очень деликатное дело. Она бледнеет и, глядя снизу вверх в мои честно-идиотские глаза, строго так говорит о том, что взяток не берет, что "студенты совсем стыд потеряли". Я ей говорю: "Марьванна, как вы могли такое подумать?!! У меня совсем другое..." Она на меня смотрит и спрашивает небрежно:"Ну что у вас?". Я делаю идиотско-трусливую физиономию, но одновременно не переигрываю, и говорю:"Понимаете....дело в том.......что... я вас боюсь...".
Представьте себе со стороны этот дурдом: огромная стокилограммовая туша за пять минут до экзамена признается маленькой преподавательнице, что она ее боиц-ца!!! Представили? А внутри эта ситуация была еще веселее:))) Естественная реакция - преподавательницу пробивает на "ха-ха"!!! Здесь идет формирование визуально-аудиального якоря: стимул - мой дурацкий внешний вид и фраза "я вас боюсь", реакция - ее смех.
Изрядно посмеявшись, она с умным видом меня спрашивает:"Почему же вы меня боитесь? Неужели я такая страшная?". Я грю: "Скорее всего нет...но...я вас боюсь.." Тут я точь-в-точь повторил и интонацию и свое дурацкое выражение лица. Это важно - стимул должен быть одинаковым. Она опять рассмеялась и сказала: "Хорошо, пойдемте в аудиторию...".
Ну, что вам еще сказать? Билеты я честно списал, самое ужасное были не сами билеты, а те дополнительные вопросы, которые она задавала после них. Перед тем, как сесть рядом с ней отвечать я запустил якорь, я спросил: "Вы все еще помните, что...я вас боюсь?" и повторил весь стимул. Она рассмеялась и сказала:"Конечно, помню!!! Сейчас мы это проверим!" Отлично - я вызвал смех перед ответом, это уже полдела....
Плохо помню какую я гнал пургу на ее вопросы про мировые рынки, про факторы, способствующие инфляции...Один раз я все таки еще раз использовал якорь, сказав "...ну я так ответил, потому что...я вас боюсь...". Забавно, что половину вопросов она мне сама ответила. Наконец, она мне сказала улыбаясь:"Ладно, ставлю вам оценку "Хорошо"...Я сказал:"Я же вам неоднократно говорил, что...я вас боюсь...поэтому готов ответить на пятерку..." Она опять рассмеялась и задала мне вопрос. Я облажался, что-то сказал и своим же аргументом опроверг свой предыдущий правильный довод. Она мне опять сама ответила на мой вопрос и сказала: "Хорошо, ставлю авансом пятерку". Расстались мы в прекрасном настроении...
Ну, вобщем-то комментарии в эту тему приветствуются. Если у вас есть дети, обучайте их технологии сдачи экзаменов с малых лет. Ибо интегралы и синусы большинство из них рассчитывать не будут, а общаться с людьми, которые будут оценивать их работу придется часто. И здесь важно не обмануть злобного критикана, а превратить его в доброго наставника. Это тоже внутренняя стратегия, которая принесет свои плоды. Если у вас есть какие-то методы делитесь, плиzzz:))))))))
Отредактировано Upiterus (2007-12-01 04:10:10)