Мастер и его Маргарита: Леонид Филатов и Нина Шацкая
К 60-летию со дня рождения Л.А.Филатова
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Воспоминания юности. 1988 год. К нам в город на гастроли приезжает знаменитый Театр на Таганке. Любимов уже как бы реабилитирован, но пока еще там, за рубежами Отечества, а театром рулит Николай Губенко, возвращаются истинно таганковские актеры, восстанавливается репертуар. И самое-самое, что волнует. Кто едет? Какие спектакли везут? И один из главных вопросов: ««Мастер» приедет?» Театр как раз только-только возобновил этот спектакль, а в главных ролях Леонид Филатов и Нина Шацкая.
«Мастера и Маргариту» тогда, вопреки обещаниям, не привезли: объяснили какими-то техническими сложностями. А вот сам Мастер, Филатов, не будучи даже занятым в привезенном репертуаре — приехал. Провел несколько, пару-тройку всего, сольных выступлений-встреч. На одном из них посчастливилось тогда побывать. Худощавый человек, с таким знакомым, по кинофильмам и телепередачам, голосом, характерное лицо с залысинами и непременными усами (довольно близко сидела). И… Рассказы, рассказы… О себе, о творчестве, о сыгранном, о планах… Как, наверное, всегда у актеров на подобных встречах-вечерах бывает. Записки, вопросы, аплодисменты… Пренепременный «Федот-стрелец».
И читались стихи. Особенно, как мне показалось (тогда, но и впоследствии лишь подтвердилось), близко, созвучно вот это, из Высоцкого:
Я не люблю,
Когда мне лезут в душу,
Особенно когда в нее плюют.
Подумалось (почему-то), что это и к самому Филатову ой как применимо…
* * *
Впрочем, это личные воспоминания, впечатления.
Сейчас хотелось бы совсем о другом.
* * *
Помнится, еще в школе, после просмотра очередного фильма, с участием того или иного актера, тем более, талантливого, обаятельного, гадали: а кто у него жена, а какая, красивая ли?
Леониду Филатову в этом плане явно повезло. Красавица, одна из достаточно известных в 60-70-е актрис (заметных фильмов было несколько, мне лично в память врезались «Коллеги» по В.Аксенову) Нина Шацкая… (Невольная цитата из Булгакова: «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно — с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны».)
Запомнились воспоминания самой Нины Сергеевны о том, с чего же началось у них. Она, находясь в декретном отпуске, зашла в театр и вдруг…
Наверное, дальше можно разве что цитатой классика: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» И — слова самого Филатова: «Тихо подошел и поцеловал ее в шею. Отчего? Почему? Не могу объяснить. Мы стояли в проходе, одновременно что-то невнятно бормотали…»
Смотрю их карты.
Леонид Филатов — 24.12.1946 г.
Нина Шацкая — 16.03.1940 г.
В глаза сразу бросилось: его Уран на ее Луне (Вот оно, любовь выскочила... и поразила).
Ей как бы неловко всё это — она замужем, у нее маленький ребенок. Да и он женат. Однако — тянет, манит…
Трин его Солнца и ее Венеры: им вместе, рядом легко, его прельщает роль Рыцаря, защитника. При этом — его Венера в оппозиции к ее Марсу, словно бы опасения, а выйдет ли, получится ли…
Ей хочется быть вместе, чувствует Мужчину, именно того, который так притягивает… Ее Марс в Тельце, а у него Солнце и Марс Козерожьи, тоже земные.
Ее Венера трин с его Луной — восприятие друг друга сразу же пошло, ощущение «вот это — мое»… Его Солнце и Марс трин к ее Венере — легкость и, в то же время, естественное устремление друг к другу…
С первым мужем (Золотухиным) такого и не возникало. Запомнилось одно из интервью актрисы, где сокрушалась: мол, была уже очень известной, а ходила в какой-то полудетской шапке с помпонами, и муж считал это нормальным… Да, собственно, борьба амбиций налицо, Марс Золотухина возле ее Солнца: очень опасался, боялся, что вдруг жена и станет лучше, проигрывание комплексов его Рыбьего Марса; ему и не нужна была столь знаменитая и красивая жена, ему домашняя-покорная (Венера в Раке, Луна в Тельце) женщина бы подошла — а тут такая яркая, к тому же и гораздо более звезда, чем сам Валерий Золотухин на тот момент…
Опять же, как говорил о начале романа с Н.Шацкой Леонид Филатов: «Главное — нам было просто приятно быть рядом». Немудрено. Трин его Меркурия с ее Юпитером, ее Юпитер же в трине с его Меркурием (и, попутно, Венерой). И так перекликается с Булгаковским: «Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет».
Там многое что было — роман ведь поначалу тайный…
По первости Шацкая его даже, испугавшись чувств, отвергла… Как так, муж, ребенок — ее стеллиум, включая Венеру и Марс, в Тельце, это ж и чувство долга, и опасения, что вдруг пошатнется ощущение комфортности, пусть даже и кажущейся (минорный дисгармоничный аспект Венеры с Нептуном в ее карте), но стабильности.
Да и он… (Опять М.А.Булгаков: «Вы были женаты?» — «Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке...») Луна Филатова в Козероге: женский идеал — строгая и правильная, идеальная, но Венера в Скорпионе: мы всё преодолеем, мы своего добьемся, но свой идеал, эту строгую с виду и красивую женщину (вероятно, Луна актера уже секстиль с Венерой складывать пошла) получим, завоюем — а козерожий Марс нам в том подмогой станет.
«Ужас положения был в том, что страсти разгорались на одном «пятачке», внутри небольшого творческого коллектива». Квадрат их Черных Лун. Точней, там стеллиумы с участием Черных Лун, Солнц и Меркуриев, что, видимо, и привело к их собственному заблуждению: «То, что мы так старались скрыть ото всех, на самом деле ни для кого тайной не было. Нас выдавали глаза, интонации голоса. А нам казалось, что мы такие конспираторы!..»
И так несколько лет. Пока, наконец, не решились расторгнуть узы прежних браков и, наконец-то, воссоединиться.
* * *
…А в середине 90-х известие: Филатов болен. Изматывающая борьба за свое детище, фильм (Леонид Алексеевич начал пробовать свои силы и как режиссер), «войнушка» в театре (когда Таганка раскололась: сторонники Любимова, сторонники Губенко, борьба кланов — по сути, «Сукины дети» в чем-то и об этом ведь Филатов снял). Плюс сами времена нашего дикого капитализма, когда Искусство было принесено в жертву золотому тельцу. Всё это и сказалось… Он ведь человек необычайно творческий, талантливый. С невероятной остротой восприятия (квадрат Луна-Нептун еще к тому же, да там и Солнце с Марсом в его карте тоже аспект с Нептуном уже складывать идут: борьба выматывает эмоционально, а козерожья Луна, при всей своей внешней суровости, эмоциональной поддержки, подпитки требует). И многолетняя борьба за жизнь.
Не каждой женщине дано выдержать подобное испытание. Даже любящей — и то не всегда: ломаются, уходят. С Филатовым его жена все эти годы была рядом. Забросила театр, чтоб только быть возле него, возле своего Мастера, своего Ленечки — везде, дома, в санатории, в больничной палате. Стала ему и личной сиделкой, и личным шофером… А еще всячески поддерживала его дух. Вот она, самоотверженность солнечных Рыб. Плюс воля, истинная вера в «мы победим» (трин Солнца с Плутоном ее карты?).
Если б не ее вера, не ее самоотверженное, бескорыстное служение Любимому, не ее забота (гармоничные аспекты ее Луны и его Нептуна, а также ее Нептуна с его Венерой) — уверена, Филатов ушел бы от нас гораздо раньше. И мы бы так и не увидели ряда его программ из цикла «Чтобы помнили», не прочитали написанных за эти годы пьес… «Нина взвалила меня на горб и тащит по жизни», — так говорил об этом сам Леонид Алексеевич.
«— Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой. Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна. От подоконника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя мастером. Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него.
Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:
— Ты... ты, ты...
Мастер отстранил ее от себя и глухо сказал:
— Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен.— Он ухватился за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в сидящих, и закричал: — Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.
Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами:
— Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!»
Мастер ушел от нас 3 года назад. Но утрата могла произойти и гораздо раньше. Если бы не его верная Маргарита… Низкий поклон за всё, что она сделала для своего мужа, Нине Сергеевне Шацкой.
А сегодня, 24 декабря 2006 г., Леониду Алексеевичу Филатову исполнилось бы 60 лет.
Мы его помним.
Светлая память.
У окна стою я, как у холста.
Ах, какая за окном красота!
Будто, кто-то перепутал цвета,
И Неглинку, и Манеж.
Над Москвой встаёт зелёный восход,
По мосту идёт оранжевый кот,
И лотошник у метро продаёт
Апельсины цвета беж.
(с)