Астрологический форум

Объявление

Дорогие друзья! Мы приветствуем Вас нашей астрологической командой: Елена Радуга, Татьяна Жидкова, Людмила Смирнова. Рады сообщить Вам, что Астродом наконец переехал. Теперь мы поменяли формат и разместились на сайте https://www.astro-dom.ru/ . Мы разместили много интересных материалов по астрологии и искусству Симболон. Людмила Смирнова с помощью этой мантической системы помогает в самопознании и прояснении будущего. Вас ждут ее новые акции, познавательные и интересные. Астрологический раздел мы организовали так, чтобы его материалы максимально охватывали наиболее интересующие стороны жизни.

Это:

Натальная астрология, с помощью которой анализируют карту рождения человека, его личностный потенциал, проблемные и ресурсные стороны, основные жизненные сюжеты;

Астропсихология, которая помогает достичь гармонии с собой и миром с помощью астрологических знаний;

Дети и астрология:информация для родителей - поможет родителям лучше узнать своего ребенка и найти правильное решение в разных ситуациях этого важного возраста;

Прогнозирование будущего – важная часть астрологии, которая отвечает на вопрос «Что ждет впереди?»;

Ты+Я=Синастрия – раздел, который занимается межличностной совместимостью. Будет полезен и супругам, и деловым партнерам;

Хорарная и элективная астрология помогут выбрать наилучшее время для важных жизненных событий (свадьба, поступление на работу и т.д.), а также ответят на многие актуальные вопросы;

Медицинская астрология поможет разобраться с проблемами со здоровьем, узнать о своей предрасположенности к тому или иному заболеванию, об особенностях протекания болезней и о том как поддерживать дух и тело в хорошем состоянии;

Для начинающих астрологов - будет полезен новичкам, делающим первые шаги в изучении этой древней и прекрасной науки.

МЫ ЖДЕМ ВАС НА САЙТЕ АСТРОДОМ!

https://www.astro-dom.ru/

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Астрологический форум » С Богом в сердце » Праздник Ивана Купала у славян


Праздник Ивана Купала у славян

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Букав много!!!! :)

Славянская культура и традиции

http://subscribe.ru/catalog/philosophy.slavjane - архив рассылки
http://subscribe.ru/blog/philosophy.slavjane - блог рассылки

Выпуск 008

Купала и купальские обряды славян.

01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Для проведения Купальских обрядов сооружаются три костра.

ЖЕРТВЕННЫЙ КОСТЕР ПРЕДКОВ
Первый из костров священный – это небольшой Свастичный Жертвенник Светлым Предкам нашим, этот костер возводится на западе от центрального костра, сделанного в форме купола. Возле Жертвенного костра не водят хороводы и через него не прыгают.

Начало праздника - возжжение этого костра со словами:
"От живого огня - к живому огню".
В огонь бросается хлебный сноп, чтобы укрепить связь со Светлыми предками – нашими Богами и Богинями, чтобы наш Дар потомков от Чистого Сердца дошёл к ним в Сваргу Пречистую, и нам всегда была от них помощь в трудную минуту.

Вспоминаем и прославляем Предков наших, бросая в огонь только растительную пищу, желательно выращенную или приготовленную своими руками.  Поскольку Купала приходится на 22 июня, то каждый может помянуть своих предков, защищавших нас – потомков, и погибших в Великой Отечественной войне.

КУПАЛЬНЫЙ КОСТЕР
От Костра Предков затем зажигается центральный, самый большой огонь-купалец, во имя Богов - Купалы, Семаргла-Огнебога, Бога Перуна и всех Вышних Богов и Богинь. Рядом с костром устанавливается Меч Перуна, а потом зажигается Купальный костер. Бог Перун вонзил свой Сиящий Огненный Меч в землю, как символ жизни, созидания, очищения, победы над скверной, подлостью, нечистью.

Вокруг этого костра водят хороводы, поётся Гимн Огню Рода и спрашивается Благословление на Деяния Добрые и Славные у Семаргла-Огнебога. Водят хороводы по Солнцу (посолонь, т.е. по часовой стрелке), а потом, если хоровод многоуровневый, в разные стороны, но первый круг - по Солнцу.

ГИМН СОЛНЦУ-КУПАЛЕ
(* Солнце в Купале (куполе), то есть в зените.)

Род, наш Боже!
Славен Купала извечно будь!
Тебя Родно прославляем,
на земли наши призываем!
Даруй нам очищение,
Славно буде твое правление!
Даруй Родам наша обильную жатву
на бескрайних полях страдных
и полные закрома в хоромах наша.
Ныне и присно, от Круга до Круга!
Тако было, тако еси, тако буди!

ОГНЕВИЦЫ и ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ КОСТЕР
Потом все идут омываться в реке и пускать «огневицы» - плотики.

После принесения безкровных жертвоприношений от живого огня Священного Свастичного Жертвенника славяне зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках, и отправляют по течению реки.

При этом на свечу или огневицу, славяне наговаривают свое сокровенное желание или, к примеру, просьбу об избавлении от хворей и болезней, всяческих неудач, различных бытовых проблем и т.п.

Этот обряд весьма символичен. Горящая свеча или огневица «освещает просьбу или желание» славянина, вода реки «запоминает» их и, испаряясь, поднимается к Небесной Сварге, донося до Богов все просьбы и желания славянина.

Омывшись в реке, прыгают через костёр минимум девять раз, т.к. человек состоит из девяти основных астральных тел. Девять дней в неделе и девять месяцев в году было у древних славян.

СУЖЕНЫЙ КОСТЕР или КОЛОВРАТ БУДУЩЕГО

Следующий костёр – это так же небольшой Костёр Будущего, разводимый на востоке от центрального костра в виде двух Свастик – Коловрата (мужской знак) и Посолони (женский знак). Прославляя Богов и Богинь - Светлых Предков наших, испрашивается Благословление на Семейный Союз, Прекрасных Детей, выбор Суженой или Суженного.

Вокруг этих костров хороводы водят молодые девушки и парни, не нашедшие себе пару для Семейного Союза. Девушки - вокруг Посолони, а юноши - вокруг Коловрата. Движение - по направлению Спирали Свастичного Огня (противосолонь, т.е. в сторону, противоположную загнутым концам Свастики, девушки – противосолонь, против часовой стрелки, юноши – по часовой стрелке, посолонь. Все вместе – это символ Вечности, Незыблемости нашего Рода).

ЗВЕЗДНАЯ ДОРОГА
В конце празднования из угольев центрального костра выкладывается Звёздная Дорога, идущая с юга на север. Пройти по ней босыми ногами – значит укрепить свой Дух и очиститься.

КУПАЛЬСКИЕ ИГРЫ
Днем, до обряда, и после Купальского обряда проводятся молодецкие игры: кулачные бои, бои с мечами, коняшки, перетягивание каната, ручеек.

Ночью юноши в одиночестве или попарно с девушками (по их желанию), идут искать Перунов Цвет - Цветок Папоротника. Этот цветок считается вестником достижения Духовного Озарения и Чистоты, а также необыкновенной Удачи. Впрочем, папоротник – древнее реликтовое растение, а не цветковое растение, поэтому никогда не цветет.

По другой версии, влюбленные собирают букет из цветов купала-да-кострома, заплетают цветки в венки из папоротника и обмениваются ими. Самые стойкие встречают восход Солнца. Когда первые солнечные лучи появляются над горизонтом, влюбленные обмениваются серебряными кольцами со свастичными печатями-коловратами, либо браслетами или подвесками-амулетами со свастичной символикой. «Как Солнце ходит по кругу – так наша любовь никогда не кончайся», - говорят влюбленные.

СИМВОЛЫ КУПАЛЬСКОГО ОЧИЩЕНИЯ
Полное очищение состоит из трех частей:

1.ОЧИЩЕНИЕ ТЕЛА
Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутствующий на празднике в день Купала должен омыть свое тело в Священных Водах (т.е. водах реки, озера водоема и т. д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь.

2.ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ
Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в день Купала могли очистить свою душу, возжигают большие Костры, и все желающие прыгают через эти Костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека.

3.ОЧИЩЕНИЕ ДУХА (ВОЛИ)
Третье очищение (Очищение Духа). Каждый славянин (славящий Ян-Ин), присутствующий на празднике Купала, а также все желающие могут очистить и укрепить свой дух.
Для этого из горящих углей большого Костра создают Огненный Круг, по которому  славяне ходят босиком.
Тех желающих, кто впервые решился пройти углям, дабы очистить и укрепить свой дух, волхвы ведут по Огненному Кругу за руку.

КУПАНИЕ КРАСНОГО (КУПАЛЬСКОГО) КОНЯ
Этот праздник неразрывно связан с событиями глубокой древности.
В древние времена Бог Перун освободил на Кавказе из плена своих сестер и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (озеро Зайсан).  Об этом событии повествуется в пятом клубке "Песен Птицы Гамаюн".

В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем "Небесного Чертога Коня" во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.

Источник: http://belagor.narod.ru/sm/kupalo.htm 
Опубликовал Rodoslav, September 16 2006
..........

02 О СРОКАХ ПРАЗДНИКА
Возрожденные славянские общины, как правило, отмечают праздник Купала в День летнего солнцестояния, т.е. в период с 22 по 24 июня.

Однако до революции этот праздник отмечался в другой день, так как был перенесен христианской церковью на 7 июля, потому что дни конца июня попадали на другой христианский праздник. Из-за того, что Купала попадал на день святого Ивана, у праздника долгое время было и другое название Иван-Купала. Сине-желтый цветок с древнеславянским названием купала-да-кострома тогда тоже носил другое название – иван-да-марья.

Многие славянские общины из Украины, а так же христиане-староверы отмечают этот праздник по-прежнему – 7 июля.

В любом случае праздник Ивана-Купала или, правильнее, Купала проводят в середине лета, в дни летнего солнцестояния, в конце июня – начале июля, т.е. в период с 22 июня по 7 июля.

*        *          *

http://video.mail.ru/mail/lubavushka_la … ura/1.html

Видео-клип, с праздника КУПАЛА-2006 (Калужская община).
Музыка: Baterfly Temple "Купала и Кострома".

*         *          *

И.П.Сахаров

«Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Народный дневник, праздники и обычаи.», издание  А.С.Суворина, 1835г., С.-Петербург.

Книгу для сканирования, распознавания и редактирования из своего личного архива предоставил : Огнеяр.
---------------------------------- ----------------------------------------------

Месяц июнь.
Слово июнь - нерусское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие.
Наши предки (русские) называли этот месяц - «язокъ» (яз-ок, Аса Око, т.е. Бога Око);
поляки - «червецъ»;
чехи и словаки - «червень» («червленое» у русских значило «красное»);
иллирийцы - «липань»;
кроаты (хорваты) - «розенцветъ», «иванчакъ», «клисень»;
сорабы (сербы) - «смазникъ», «розовой»;
карниольцы - «розенцветъ», «кресникъ»;
венды - «шестникъ», «прашникъ», «кресникъ».

В старой русской жизни месяц июнь был четвертым по счету(* В календаре, где было девять месяцев в году, по 40-41 дню в месяце. Календарь начинался в конце сентября по-нашему). Когда год начинали считать с сентября, он был десятым; а с 1700 года он приходится, по счету, шестым.

------------------------------ ---------------------------------------------

23. Купальницы. - Обряды.
Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (tгоllius еurораеus). Другие это имя относят к лютику (rаnunculus). Этой траве приписывают разные целебные действия.

На Ваге и в Вологодской губернии собирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в склянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы во время игр.

На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках, или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: «лютые коренья».

Смышленые старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали в печь жгучей крапивы, и на ней парились. Все это делалось для исцеления болезней.

По выходе из бани, садились за стол завтракать, где заранее становилась «обетная каша». Больных старух и хворых людей выносили в баню, на жгучей крапиве их парили целебными травами.

Купанье в реках начиналось с полудня и продолжалось до вечера. В Переяславле-3алесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни.

В Зарайске хаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества.

В Туле прежде купанье детей происходило в пруду (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам (колодцам, ключам). Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги; старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.

Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами.

Поселяне Нерехотскаго уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толочь в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудня, с маслом.

После полдника, вывозили из сарая передовой станок от телеги, на улицу. Одни из них садились на ось, другие, хватаясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, при появлении вечерней росы, умывались для здоровья.

В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья.

В селениях Тульской губернии в старину известна была еще «мирская каша». Зажиточные семейства варили эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощались мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни. Усердные и сострадательные люди сами носили эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого нибудь избавления от бед или болезней.

Во иных местах имя Купальницы усваивалось вместо названий.

В Переяславле-Залесском, бывшая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.

В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихи про убогую вдовицу Купальницу.

"Как во старом городе, во Киеве,
как у богатого князя-боярина,
у Неупокоя Мироновича жила во сиротстве
убогая вдовица Купальница.

Как у того ли у князя боярина,
у Неупокоя Мироновича,
было всякого богачества на все доли убогие.

Золотой казной оделял он, князь-боярин, храмы Божии,
чистым серебром питал убогое сиротство.
К его ли столам белодубовым,
к его ли скатертям браным
сходились калики перехожие со всех сторон.

Всего было у князя - боярина вдоволь,
одного только не было - желанного детища.

Скорбит князь-боярин о своей беде,
не знает, не ведает в своем горе ни малой утехи.
А и во той скорби дожил он до старости.

Во одну ночь видит он, князь-боярин, чудный сон:
а кабы за городом за Киевом,
подле моста подвесного,
лежит никем не знаемая убогая вдовица
во хворости и болезни.

А и тут ему, князю-боярину,
послышался голос неведомый:
-Возьми ты, князь-боярин,
ту убогую вдовицу к себе во двор,
пои и корми до исхода души.
А и за то тебе будет во грехах отрада.

Просыпается князь-боярин на утренней заре,
выходит за Киев град,
ко тому ли мосту подвесному,
и видит он тут наяву убогую вдовицу
во хворости и болезни.

И спрашивает князь-боярин ту убогую вдовицу:
-А скажи ты по правде и по истине,
откуда родом ты, да и как тебя величать
по имени и по отчеству?

И молвит ему убогая вдовица:
-Родом де я из Новгорода,
а и зовут де меня Купальницей;
а кроме того за старостью де
своего роду и племени не помню.

И принудил он, князь-боярин,
ту убогую вдовицу на житье к себе во двор,
а сам говорит:
-А и буду тебя поить, кормить до исхода души.

И в отповеди молвит ему та убогая вдовица:
-Спасибо тебе, князь-боярин дорогой,
на ласковом слове, на великом жаловании.
А созови ты наперед того нищую братию,
всех калик перехожих,
да напои и накорми сытой медовой, кашей гречневой.

Идет боярин к себе во двор,
посылает своих верных слуг
по всем дорогам и перепутьицам
кликать клич на нищую братию, калик перехожих.

Сходилась нищая братия,
все калики перехожие
ко князю-боярину на широк двор.

А и тут к нему после всех
приходила убогая вдовица Купальница,
и садилась с нищей братией
за столы бело-дубовые, за скатерти браные.

И выходил тут к ним князь-боярин дорогой,
бил челом всей нищей братии, каликам перехожим,
поил, кормил их сытой медовой, кашей гречневой.

Со той поры поселилась у князя-боярина во дворе
убогая вдовица Купальница;
с той поры строил он кормы ежегодно
про всю нищую братию, про всех калик перехожих;
а на тех кормах была сыта медовая, да каша гречневая.

И жила та убогая вдова Купальница
у князя-боярина во дворе до исхода души.»

(* Хм, а как же «детище»? Лучше б он на молодой женился. Зачем было жениться на вдове, к тому же больной? От такой детей точно не получишь.)

----------------------- ----------------------------------------------------------
24. Иванов день. - Купало. - Обряды.
Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире.

Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева Марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.

Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. О нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия.

Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок.

Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст.

Гуляющий народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из деревьев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней, купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановскаго, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве.

В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери:

Таkto matki nam роdalу,
Sаmе tаkzе z drugich miаlу
Zе nа dziеn Swiеtеgо Iаnа
Zаwzdу Sоbоtkа раlаnа.

(* Перевод:
Так то мати нам подали,
Сами так же с други мяли
Це на день Святого Яна
Везде Соботка поляна.

Хм, «Соботка» може «с-Ободка», т.е. «с венками»?
И потом, если об этом не писал Нестор, то это не значит, что этих фактов не было. Ведь греки-христиане вытравливали все русское в русских как могли. Вот и получается, то что вторично – теперь считают первичным. Впрочем, мы с поляками в давние времена точно одним целым были, о том одинаковые y-гаплотипы говорят.)

Голембовский говоритъ, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником (* видимо трава, полевые цветы), целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском.

Огиер, путешествовавший по Польше в 1635 году, говорит, что огни зажигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: «kresz» («кресз»). (* Вот откуда крещение в воде у христиан пошло – с Купальской ночи. Это уже генетика белого человека проявляется в полукровках-греках.  Только о купании они помнят, а о Купальском огне не хотят. Тут уже другая генетика, все небелые народы, особенно дикари, боятся огня. А все христиане пошли от негроидов – полукровок белых и негров, или белых и азиатов.)

Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом торжестве: "С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерева об дерево".

Сербы думают, что Иван день столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: "Иваньско цведье, Петровско" и прочее.

Литовцо-руссы называют Ивановское празднество «праздником росы». С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес - на росу.

Утренние сборы называются у них «стадом», а пляска «коркодоном». Утром собирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папортников цвет.

В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем «Послании к  псковскому наместнику»:
"Когда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огненицы, мужи и жены-чаровицы, по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ища смертные отравы и привороты, от травяного зелья на пагубу человеком и скотом; тут же и дикие коренья копают на потворение мужей своих. Сие все творят действом дьяволиц в день Предтечев с приговорами сатанинскими. Когда же придет самый праздник Рождество Предтечево, тогда в святую ту ночь мало не весь град возгорится, и в селах взбесятся в бубны, и в сонели (свирели, гудки), и гудением струнным и всякими неподобающими играми сатанинскими, плесканием и плясками, женам же и девкам и главами киванием и устами их неприязненными кличут, все скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; что же бывает в городах и в селах".

(* Странно, что упоминания о Купале появляются только в 16 веке. Может просто их раньше попы пытались в упор не замечать, но сорвались в своем упорстве.)

На «Стоглавом соборе» говорили:

"Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до ночи, мужи и жены и дети в домах и по улицам ходят и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скоморошествами, и песни сатанинскими и плясками, гуслями и иными многими виды и скаредными образовании. И когда ночь проходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, и как бесы омываются росою".

В указе 1721 года, 17 апреля сказано:

" К тому же будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Великий день приносили жертву оным купанием; о чем пространно говорится в Летописце Киевском".

0 малорусских обрядах Ивановской ночи, Гизель, в своем «Синопсисе» писал по-своему:

"Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быть объяснено, и ему прелестью бесовскою омрачении благодарения и жертвы в начале жнивья приносимыми. Того же Купало бога, истинного беса, и доселе по неким странам российским еще память держится; наипаче же в вечер Рождества св. Иоанна Крестителя, собравшегося ввечеру юноши и мужчины, девического и женского пола сплетают себе венки от зелья некоего, и возлагают на главу и опоясываются ими. Еще на том бесовском игрище кладут и огонь, и окрест его взявшись за руки, нечестиво ходят и скачут, и песни поют, скверного Купала часто повторяя, и через огонь перескакивая, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят".

В «Потребнике» 1639 года находим:

"Ночью пожар запалив предсказанному по древнему некоему обычаю".

Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках.

Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующие:

В старой Ладоге ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: «живого», «лесного», «царя огня», «лекарственного».

Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря.
(* Ха-ха, молодцы ребята.) После купают там и лошадей хворых.

В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: «кокуем».

В Лужском уезде, по реке Луге, ивановское празднество известно более под именем Соботок. (* Как в Польше.) Вероятно, что это название занесено из Литвы.

В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженные костры, игры, песни и купанье там одинаковы со всеми другими обычаями, встречаемыми в московских окрестностях.

В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Через эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари. Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов (украинцев).  Московитяне Иванов день празднуют на трех горах.

В Туле это празднество отправлялось близ Щегловской засеки. Вечером 23 июня крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих деревьев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо.

Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купании утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней.

Других поверий мне не случилось слышать. Напрасно я доискивался поверить на месте остроумные замечания наших изыскательных археологов, которые в празднествах Купалы и Купальницы отыскиваютъ мифы физические и астрологические, видят в них почитание солнца и луны, находят благоговение к стихиям природы - огню и воде. Наш народ этого не знает и не понимает. Может быть, или самое время истребило эти понятия в народе, или господа археологи слишком умствуют в идеях водопоклонения и травоволхвования. По крайней мере остается одно верным, что в этих идеях не участвует великорусский народ.

В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пирование около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало.

В Xарьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают через крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало через зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горелкою и закусками.

Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни. По окончании игр, снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горелку и едят закуски. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке.

В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. Иные делали куклу из соломы в рост человека, одевали в женскую рубашку, голову убирали лентами и намистами. Кукла с именем Купала ставилась подле дерева марины, черноклена. Женщины одевались в праздничное платье, венки для головы сплетались из цветов и перевивались кануфером и другими душистыми травами. Венками закрывали лица до половины.

В некоторых местах, когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях, для предохранения от бед и напастей.

В селениях Подольской и Волынской губерний, поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг ее ходили и пели купальские песни. После песен, девицы становились подле вербы, а мужчины отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали ее в клочки.

Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами.

Поверье о цвете папоротника или кочедыжника, цветущего огненным цветом в Ивановскую ночь - есть общее в народе. 3нахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней говорят: "Она растет при большой реке, срывать ее должно через золотую или серебряную гривну, а кто носит на себе, тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека".

Народ собирает свои травы: купаленку, медвьжье ушко, богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет, тот или умрет, или заболеет на этот год.  (* Хм, все же травы вянут.)

Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иванъ-да-Марья и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.

Въ Малоруссии сбирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер,колокольчики, полынь. Из этих трав свивают: купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.

В Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.

Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах.

Малоруссы знают, что они слетаются на Чортово Беремище подъ Киевомъ.
У поляков эта Лысая гора известна подъ Сендомиром.
Белорусы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита.

Подробности о ведьмах будут изложены в демонологии.

Белорусы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору.
Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великоруссы думают,что с этой ночи появляются светляки- ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: «Иванушка, Иванушка! Полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько».
Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.

0

2

Красивая иллюстрация к теме

0

3

Интересная информация. Красиво и романтично выглядит звездная дорога из углей. Это видимо Млечный путь символизирует. Только когда будет этот праздник 7 июля или в эти выходные или был уже?

Отредактировано Helen (2008-06-26 21:36:05)

0

4

Helen написал(а):

Только когда будет этот праздник 7 июля или в эти выходные или был уже?

В ночь с 6 на 7 июля  :idea:

0

5

Почему у меня возник этот вопрос? Я знаю, что обычно этот праздник состоится 7 июля. Но, например, в вышеприведенном тексте описывается полет ведьмочек на Лысую гору. Полеты ведьм проходят в астральных телах.  Высокая активность и хорошая  подвижность астральных тел  во время полнолуния. А полнолуние не попадает на 7е июля, тут скорее ближе к  новолунию.

0

6

Лен, вот чего не знаю, того не знаю :(  Но точно, что праздник Ивана Купала "фиксированный", привязан к дате.
ПыСы. Подумалось, как жаль, что мы утеряли этот опыт.

0

7

А в Испании это национальный и государственный праздник! Накануне петарды рвались по всей стране, как у нас на НГ и Рождество. И на следующифй день 25 июня ни один магазин, даже самый крупный, не работал!!!!

0


Вы здесь » Астрологический форум » С Богом в сердце » Праздник Ивана Купала у славян