Всем привет! Хочу представить вашему вниманию интересную рассылку "Славянская культура и традиции".
Зимние праздники славян
01.
Зимнее новолетье славян начиналось в День зимнего солнцестояния, когда Коловрат, совершив полный оборот, начинал новую летопись солнечных дней. Первым богом, который и почитался в зимние праздники, был бог Коляда.
Славяне представляли его младенцем, несущим обновление, свет молодого Солнца, когда вещий бог мудрости - Велес как бы передает Коляде знания - «веды», как их называли славяне. От слова «веды» происходят слова «ведун» и «ведьма».
Колядой этот бог был назван не случайно, в корне имени юного бога есть совпадение с корнем названия главного славянского символа - Коло – колеса времени Сварога.
Считается, что все боги поочередно помогают Роду Творцу вращать колесо времени. При этом все светлые боги одновременно олицетворяют мощь Солнца-Ярилы.
Вот с какими главными богами были связан солнечный культ у славян:
- Коляда и Велес – встреча молодого, нарождающегося Солнца,
- Масленица и Лада – рождение, весна, юное Солнце,
- Купала и Перун с Дажьбогом – вся сила и мощь Солнца-Хорса,
- Овсень (Таусень) и Сварог – время урожая, а затем проводы Солнца.
Об одной археологической находке, о найденном символе Коляды, интересно написано в книге «Святослав».
http://www.arya.ru/biblio/ozar/svyatoslav/3.htm
- 03 Боги и люди Руси – 1. Русская вера – книга «Святослав»
«Многих отчего-то волнует, были ли у русов храмы.
Могу уверенно заявить, что были. Их упоминает Иаков Мних в «Похвале и памяти князю русскому Владимиру», утверждая, что он «храмы идольские раскопа и посече». Храм в Северной Руси упоминает «Сага об Йомских витязях».
Более того, на Руси найдены остатки такого сооружения, возможно, того самого, упоминающегося в саге, полностью подобные остаткам небольшого славянского храма, раскопанным в ГДР, в Гроссен-Раден.
В том храме даже найдены шесть наконечников копий и останки коня – свидетельство того самого обряда, что варяги совершали в Арконе, Радигоще и Щецини, а их колонисты в устье Двины передали ливам.
В нашем ничего подобного не найдено, зато найден «Перунов топорок» на гривне и деревянный кумирчик какого-то неведомого, но очень симпатичного Божества – Младенца.
Храм найден в Ладоге, на… Варяжской улице! Прочел я об этом в книге выдающегося «неонорманниста» Глеба Лебедева, причем он сам же и отмечает, что храм имеет западнославянский, а не скандинавский вид!
»
До наших дней дошло несколько мифов о боге Коляде.
http://www.tel-inform.ru/misc/legend/ - Славянские мифы
43.КОЛЯДА
44.ДЕТСТВО КОЛЯДЫ
45.КОЛЯДА И РАДУНИЦА
46.РАДОГОСТ
47.КОЛЯДА ПОБЕЖДАЕТ ЧЕРНОГОРА
48.КОЛЯДА ОСВОБОЖДАЕТ ДАЖЬБОГА
02.
Хочу привести краткий календарь зимних праздников славян, с небольшими описаниями основных обрядов.
КОРОЧУН — 24 стуженя/декабря
Самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год.
В этот день Силы Тьмы стараются не пустить в наш мир светлых богов, не допустить рождение Коляды. Но славяне ждут и встречают юного бога, и своими обрядами защищают его, а помогает им в этом волшебство бога Велеса. Так рождается свет молодого Солнца и Коляда.
По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т. п. Дело в том, что в этот день мир Нави совсем близко подходит к людям, и тайны, сокрытые тьмой, могут стать известны. Однако не стоит недооценивать всю опасность встречи с миром Тьмы – и лучше заручиться поддержкой бога Велеса.
КОЛЯДА — 25 стуженя/декабря
Один из основных святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца. В этот день творят обряд Обновления — Возрождения Огня, и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, помогая новому Солнцу.
Рождество Коляды – это символ нарождения нового Солнца в Колесе жизни, а младенец Коляда – символ вечно обновляющегося мира, стремящегося к Свету.
«Книга Коляды». Пересказ мифа о Коляде:
«Узнал о рождении Коляды Чернобог. Очень он огорчился, ибо были ему предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. И сделал он так, чтобы Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.
Чернобог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах, а его жена Майя ушла в Навь, как и было ей предначертано. А вернулась она из Царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому отправила она Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.
Поднялся Хорс рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою. И нашел у берега Хорс корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.
И вот радость на небе и на земле. В Ирии бог Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Пришли они ведомые путеводной Звездой ко Воротам Ирия. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И вошли они, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.
И увидели колежане, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. А рядом на серебряной скамеечке - Хорс. У Хорса золотая борода и усы. У Зари-Зареницы кудри русые, рассыпаются серебром по ее плечам.
Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка - первый с медом Сурьей, второй - с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому - Заря-Зареница, а Абриту - Коляда.
А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать - как им погубить молодого бога Коляду.
И тогда сказал Кащей демонице Путане:
- Обернись, Путана, молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Пусть его кости станут прахом, пусть развеет их черный ветер!
Демоница Путана слила вино в золотую чашу, а в вино подмешала отраву. Прилетела она с чаркой в Ирий и сказала:
- Я принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.
Отвечали ей колежане:
- Коляда еще молоденек! Пить вино ему рановато. Лучше дай-ка ты, Путана, грудь молодому богу!
Обмакнула Путана грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь свою с отравой. Приложился Коляда к груди Путаны, высосал все молоко, а вместо яда жизнь Путаны.
Обернулась тут Путана старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И тут все ужаснулись, увидев страшное тело демоницы. Тут Заря-Зареница подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось Царство Кащеево от гнева Чернобога».
Приметы:
«Коли в этот день снега глубоки — травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная», «Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густо и ягод будет».
НОВЫЙ ГОД – ЩЕДРЕЦ (ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР) – в ночь на 1 сеченя/января
Новый год – Щедрый вечер - Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах и по сию пору!
Когда бог лютого холода Морок ходит по селениям, насылая крепкие морозы, поселяне, желая оградить себя от стужи, ставят на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью.
Теперь Морок превратился в доброго старика - Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Считается, что таким стал именно Морок, причем совсем недавно, в середине XIX века.
Однако образ доброго Деда Мороза, скорее всего, связан с древнеславянским богом Велесом, который всегда считался богом-покровителем, повседневным советчиком и помощником. К Велесу обращались – помочь скотину защитить от мора, принести в дом достаток и предостеречь от опасности.
Посмотрите – как одет Дед Мороз – у него длинная шуба, но точно так же в шубе рисуется и Велес. А шуба у Велеса – от его способности к оборотничеству - превращаться в медведя. И волшебные свойства Деда Мороза так же идут от Велеса. В конечном итоге Велес и превратился в доброго Деда Мороза, и в веселого Санта Клауса, разъезжающего по небу в упряжке из 9 оленей. Между прочим, именно в древнем славянском календаре было 9 дней в неделе.
В украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.
Однако обычай украшать деревья присутствует у славян практически на всех праздниках, а главным деревом для украшения изначально была береза – дерево «бера», т.е. медведя. Но, опять же, медведь – тотемное божество Велеса. Так что все зимние новогодние обычаи снова приводят нас к древним славянским верованиям. Береза же так и осталась главным символическим деревом другого славянского праздника – Купалы.
А то, что главным деревом Рождества стало именно хвойное дерево, так причина в том, что не везде растут березы. К тому же, например, на Оке новогодним деревом считается маленькая сосна, а не ель. И именно сосна считается священным деревом в других ведических странах – Китае и Японии.
Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Во время празднования Нового года произносились заклинания на весь будущий год. Не отсюда ли обычай – произносить тосты и пожелания? Славянки в Щедрый вечер гадали о будущем женихе. Не об этом ли мечтают в Новый год девушки, желая, чтобы им попался пирожок с колечком?
Щедрец был центральным днем в Велесовых днях. За 6 дней до него отмечали Коляду, а через 6 дней после – Водокрес. В череде зимних святочных дней и этот праздник не обходился без гаданий.
Для январских заклинаний и гаданий, связанных с «подблюдными песнями», требовались специальные сосуды для святочной воды, в которую опускали серебряное колечко. Идея воды подчеркивалась и массивной рельефной зигзагообразной линией, идущей вокруг всего обрядового сосуда, под самым венчиком.
Аграрно-магический характер святочных гаданий достаточно выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из главных «подблюдных песен» (песен «под блюда», к праздничному столу) являлась «слава хлебу».
Вода и обереги с солярной символикой (кольца, колты, браслеты, амулеты) - обязательные атрибуты новогодних аграрно-магических гаданий, так же как Вода и Солнце, обеспечивали древнему славянину урожай.
ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ
Двенадцать святок – святых вечеров, начиная с кануна Коляды и до Водокреса, посвящены Памяти Предков. Это Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты.
Святки - пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бес-чинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок.
Велесовы дни в Болгарии.
В болгарских новогодних обрядах участвовали 12 «старцев, одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами». Эти старцы – «сурвакары» - сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок ряженых чаще всего были маски медведя и быка-тура, отсюда и другое название святок - Турицы.
2 января болгары проводили особый «воловий праздник», когда прежние «сурвакары» и «колядники» очищали стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках. Обязательной была маска медведя.
Святки делились на две половины:
- первая (включая новогоднюю ночь - Щедрец) была связана с Колядой и посвящена будущему урожаю и гаданию девушек о замужестве, а
- вторая (начиная с новогодней ночи) была связана с борьбой Велеса с демонами (бесами, отсюда и слово «бесчинство») Кощного бога. Велес считался покровителем скота и зверья. Эта часть святок отличалась особенным «разгулом нечисти», с ней нужно было сражаться под защитой Велеса.
Велес мог выступать как в виде медведя - «лесного царя», так и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства.
Болгарские сурвакары в шкурах, живописных звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов Велеса.
Турицы у восточных славян.
В святочной славянской обрядности имя Велеса уже не упоминается, но под новый год и на масленицу в песнях упоминался Тур; по селам водили быка, в маскарадах участвовали рогатые маски, именуемые «туры».
У древнего Велеса со временем оказались две звериных ипостаси:
- более архаичная, охотничья — медведь (сохраненная на Севере) и
- несколько более поздняя, связанная со скотоводством, — тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Далмации.
На Руси христианство наложило строгий запрет на имя самого популярного славянского бога, но таким образом содействовало появлению такого новообразования, как Тур и Турицы.
Связь Велеса с зимними святками объясняет не только обрядовое печенье в виде домашних животных, но и ряженье, одевание звериных масок и пляски в вывороченных тулупах.
Старые авторы оставили красочные описания святочных маскарадов:
«когда люди на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую некими харями или страшилами, на диявольский образ пристроенный, закрывают...».
В другом поучении в более общей форме говорится: «...мы саме ся от человек в звери ся прелагаем».
В Турицы глава семьи, в вывороченной мехом вверх шубе, угощающий скот и заклинающий его сохранность при помощи топора, выглядит так, как должен был, очевидно, выглядеть древний волхв, жрец «волохатого бога Волоса».
Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки». При этом преобладают названия, связанные с коровами.
Древний «скотий бог» Велес занимал видное место в народной календарной обрядности. Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год: на зимние святки и на масленицу, причем оба срока были связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.
Так дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздником пробуждения медведя-кома, когда белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу.
Несомненная сопряженность Велеса с медведем, установленная рядом исследователей, позволяет связать с этим «скотьим богом» и масленичное ряженье. Получается так, что сам обычай ритуального переряживания, и на святки, и на масленицу, оказывается прочно связанным с Велесом в его первичной ипостаси звериного бога, осложненной более поздними элементами «скотьего бога».
Впрочем, в дошедших до нас мифах говорится о другой ипостаси Велеса – мудрого бога, научившего славян земледелию, письменности и подарившего им Коловрат-Календарь.
ВОДОКРЕС — 6 сеченя/января
Водокрес - последний день Велесовых дней, святочных БЕСчинств. В этот день происходит закрытие Врат Нави. С этих пор нечистая сила уже не так досаждает славянам.
В этот день Искра Небесного Огня (Креса) из Кузни Семаргла Сварожича падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами.
Ещё верят, что в это время Велес (Вещий Бог) посылает людям «здраву» – благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Отсюда – распространенная на Руси забава и одновременно здравица – купание в проруби.
6 января – это Крещение Господня, Богоявление, у христиан. Обряды этого дня, как почти и все обряды славянских праздников христиане заменили своими обрядами.
В этот день «православные» христиане, якобы, вспоминают о «крещении» Иисуса в водах реки Иордан в Палестине. Отсюда, якобы, пошло название «иордани» – «проруби», в которых купались на Богоявление.
Однако древнерусское слово «Крес» (отсюда и свастический равносторонний «Крест») означало «Огонь», а вовсе не христианский крест распятия, как сейчас считают многие. А «Крещением» первоначально называлось «Посвящение Огнём».
С водою же были связаны другие очистительные обряды, которые назывались иначе – «водокресами». И если «крещение» было прерогативой воинов, мужчин, то «водокрес» был доступен всем славянам, начиная с самого факта рождения. Рождение славянина проходило в освященной волхвами домашней родовой купели.
В новом (христианском) календаре, числа 6 и 12 посвящены Велесу.
У Макоши, богини Судьбы — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 января. Собирают снег для отбеливания холстины, т.к. Макошь также покровительница ткачества и рукоделия. Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год. Мокошь еще и покровительница святых колодцев и источников.
ГРОМНИЦА — 2 лютеня/февраля
Громница – это зимний Перунов день.
В этот день происходит встреча Зимы-Морены с Весной-Живой на Мироколице Яви. Когда силы Юной Весны дают первый бой обессилевшей Морене-Зиме, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром.
В народе говорят:
«На Громницу зима с летом (весной) встретились»,
«На Громницу Солнце на лето, зима на мороз».
Считается, что в это время Бер - Лесной Хозяин и любимец Велеса переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды, просят Зимнюю Мать - Мару-Морену быть милостивой к ним.
Интересно, что в словах «оберег» и «беречь» корнем слова является древнеславянское имя медведя – Бер, символа Велеса.
Громницей называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии.
Поэтому сербы его зовут “Свjетло”, и посвящается он жене Перуна - Додоле (Маланьице).
У литовцев этот день посвящен Перкунасу, по-русски Перуну.
ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ — ВЕЛЕС СИВЫЙ (ЗИМНИЙ) - ТУРИЦИ ЗИМНИЕ
— 11 лютеня/февраля
Считается, что в этот день Велес «сшибает рог Зиме», т.е. Змею-Индрику, а в деревнях празднуют Коровий праздник. Ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и «Скотий Бог».
В этот день «творят обереги» на скот и двор, прося у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду.
Вещие волхвы, вдохновенные сказители - бояны, буйные скоморохи чтут в этот день Велеса — Премудрого Бога особо: «волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями».
Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину “коровью смерть”, но одолеть не может.
В этот день в питье коровам добавляют сурью на мёду, чтобы “коровы были ласковы”, символически бьют волов днищем (доской для прядения льна), чтобы “волы были послушные”. В этот день в требу богам приносили коровье масло.
Волхв обращался к Велесу:
«Велес, Велясинушка, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков:
Чтоб со двора шли-играли,
А с поля шли-скакали».
После зачина волхв и 12 девушек совершают Обряд Опахивания для отгона “коровьей смерти”.
Волхв ходит по домам, повещая: “Пора унять Лихо коровье”, собирая при этом 12 девушек-помощниц.
Девушки омывают руки талой водой и утирают их чистым рушником, который принес волхв. Затем волхв повещает мужчинам “пойти во двор, дабы уберечь скотину от Лиха”.
Затем волхв бьёт по сковороде, отгоняя Лихо, и выходит из села на поле. За ним идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами.
Волхв, произносит заговор от “коровьей смерти“:
«От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного
Выходили двенадесять дев, шли путём дорогою немалою
По крутым горам высоким, ко трём старцам старым.
Молились, печаловались,
Просили в упрос двенадесять дев:
“Ой, вы, старцы старые!
Вы не ставьте столы белодубовые, не стелите скатерти браные,
Не точите ножи булатные, не зажигайте котлы кипучие,
Не колите, не рубите намертво всяк живот поднебесной”.
И клали велик обет двенадесять дев:
Про живот, про смерть, про весь род человеческий.
А в ту пору старцы старые ставили столы белодубовые,
Стелили скатерти браные, кололи,
Рубили намертво всяк живот поднебесной.
На крутой горе высокой кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым
Всяк живот поднебесной.
Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые,
Поют старцы старые про живот, про смерть,
Про весь род человечий.
Кладут старцы старые на живота обет черен,
Сулят старцы старые всему миру живому смерть.
Как на ту ли злую смерть кладут девы белые
Проклятьице великое, сулят старцам старым смерть,
Да живота роду человечьему,
Вековечну жизнь на весь род человечий».
Волхов изображает собой Тура, на него надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем с зажжённой лучиной он трижды опахивают селение (капище) “межеводной“ бороздой. 12 девушек следуют за волхвом-Туром.
Во время шествия они поют песню:
«Смерть Коровья, Смерть Коровья!
Выходи ты из села, из закутья, из двора.
Ходит в нашем селе Велес святой
Со копьём, со свечой, со горячей золой.
Мы тебя огнём сожжем, кочергою загребём,
Помелом заметём и пеплом сожжем!
Не ходи в наше село, Смерть Коровья!
Чур, наших коровушек!
Чур, наших бурёнушек: рыжих, лысых, белосисых,
Чур, наших коровушек: беловымьих, криворогих, однорогих».
Того, кто во время этого шествия попадется навстречу, могут побить палками, предполагая, что в его образе скрывается “коровья смерть”.
По окончании шествия — обрядовый бой Велеса и Индрика-Змея, насылающего в зиму, холод и мор. Под крики собравшихся: “Велес, сшиби рог с зимы!”, ряженый, одетый Велесом (на нем турья личина, шкура, копьё) сшибает “рог с Индрика-Змея”. Затем начинается пир, на котором запрещено употреблять говядину, а затем и игрища.
ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) — 21 лютеня/февраля
Зимние ветры, Стрибожьи внуки, первыми приносят вести о грядущем весеннем тепле. В этот день почитают Стрибога – бога ветров. Призывают его Весну - Живу на своих крыльях принести.
Приметы: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна».
КОЩЕЕВ ДЕНЬ — 29 лютеня/февраля
Кощеев день по новому (христианскому) календарю отмечают один раз в четыре года (в високосный год). По древнеславянскому календарю високосный год был раз в 16 лет, он отличался тем, что все дни месяца были по 41 дню. В обычный год чередовались месяцы в 40 и 41 день.
Считался днем, когда велика сила всякой нечисти, а Чернобог - Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду – Кривду.
Но мудрые волхвы учат не бояться этого дня, а обращаться к сердцу, к родным Богам за вразумлением и силой, дабы помочь отринуть Кривду и жить по Правде.
Индра (Змиулан, Индрик-зверь), брат Змея Ящера, бог подземных водных источников, царь всех гадов.
«Индрик-зверь - всем гадам царь,
Ходит он по подземелью,
Как Солнышко по поднебесью,
Сторожит ключи студеные
Озер чистых, глубоких,
Воды-пропасти бездонные,
Из коих пьют лишь люди Дивьи,
Что живут под Святыми Горами,
Сквозь пещеры-окна на свет глядят.
Когда Индрик-зверь разыграется,
Грудью в камень стучится, бьется.
Выдохнет - огонь столпами взвивается,
Мать Сырая-Земля содрогается,
Дым клубится, к Небу несется...»
Ночью колдуны заговаривали от него трубы, по которым Змиулан мог проникать в дом. За доказательства существования подземных стад Индры принимали останки мамонтов и других вымерших животных.
Возможно, что и сам образ Индры-Единорога сложился ещё в те времена, когда наши предки воочию наблюдали живых чудищ: мамонтов и шерстистых носорогов. Эти времена отстоят от нас не более чем на 500 поколений. Тем паче, что человек жил в их окружении десятки тысячелетий, и это не могло не отложиться в родовой памяти.
Архив рассылки- http://subscribe.ru/catalog/philosophy.slavjane
Л. Непомнящий "Коляда"