Астрологический форум

Объявление

Дорогие друзья! Мы приветствуем Вас нашей астрологической командой: Елена Радуга, Татьяна Жидкова, Людмила Смирнова. Рады сообщить Вам, что Астродом наконец переехал. Теперь мы поменяли формат и разместились на сайте http://www.astro-dom.ru/ . Мы разместили много интересных материалов по астрологии и искусству Симболон. Людмила Смирнова с помощью этой мантической системы помогает в самопознании и прояснении будущего. Вас ждут ее новые акции, познавательные и интересные. Астрологический раздел мы организовали так, чтобы его материалы максимально охватывали наиболее интересующие стороны жизни.

Это:

Натальная астрология, с помощью которой анализируют карту рождения человека, его личностный потенциал, проблемные и ресурсные стороны, основные жизненные сюжеты;

Астропсихология, которая помогает достичь гармонии с собой и миром с помощью астрологических знаний;

Дети и астрология:информация для родителей - поможет родителям лучше узнать своего ребенка и найти правильное решение в разных ситуациях этого важного возраста;

Прогнозирование будущего – важная часть астрологии, которая отвечает на вопрос «Что ждет впереди?»;

Ты+Я=Синастрия – раздел, который занимается межличностной совместимостью. Будет полезен и супругам, и деловым партнерам;

Хорарная и элективная астрология помогут выбрать наилучшее время для важных жизненных событий (свадьба, поступление на работу и т.д.), а также ответят на многие актуальные вопросы;

Медицинская астрология поможет разобраться с проблемами со здоровьем, узнать о своей предрасположенности к тому или иному заболеванию, об особенностях протекания болезней и о том как поддерживать дух и тело в хорошем состоянии;

Для начинающих астрологов - будет полезен новичкам, делающим первые шаги в изучении этой древней и прекрасной науки.

МЫ ЖДЕМ ВАС НА САЙТЕ АСТРОДОМ!

http://www.astro-dom.ru/

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Астрологический форум » С Богом в сердце » Весенние праздники славян


Весенние праздники славян

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Славянская культура и традиции

http://subscribe.ru/catalog/philosophy.slavjane - архив рассылки

http://subscribe.ru/blog/philosophy.slavjane - блог рассылки

Выпуск 005

СОРОКИ или Заклички весны

Весна у славян время особенное, ибо совпадает с началом земледельческого цикла работ. А, как известно, земледелие – основа славянской цивилизации. Поэтому изначально и календарный год в славянских странах начинался весной. До сих пор у европейских астрологов осталась традиция считать началом астрологического года – 22 марта, по астрологическому календарю это знак Овна. Славянские астрологи считают, что самая первая человеческая цивилизация на Земле появилась в эпоху Овна, и глобальная эпоха солнцепоклонников длилась вплоть до прихода ближневосточного христианства, которое эту эпоху и разрушило.

Итак, славяне не просто ждали весну, но и считали ее началом нового Круговорота жизни (Кологода). Задолго до празднования Масленицы (Комоедицы, главного праздника встречи Весны-Живы), которая приходилась на конец марта (22-24 марта по современному календарю), славяне отмечали Сороки – Заклички весны.

В этот день женщины и девушки выпекали особые печенья в форме птиц, делали особую вышивку на полотенца, а мужчины, парни и подростки-мальчики выстругивали птиц из дерева, раскрашивали их, чтобы затем подвесить высоко на ветвях берез.

Славяне, в праздничных костюмах, собирались на берегу реки, чтобы бросить требы в воду-реченьку, чтобы та принесла весну из Светлого Ирия, чтобы Ярила-Хорс растопил льды Морены.

Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.

Итак, в этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершался обряд Закличек. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

Само число 40 пришло в новый 12-месячный календарь Коляды из старого древнеславянского календаря, где в каждом из 9 месяцев было 40-41 день.

http://www.liveinternet.ru/users/vision … t54980772/

- Перевод григорианских дат в Славянское летоисчисление

В народе говорили:

«На Сороки сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается»,

«На Сороки прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья»,

«На Сороки – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков».

01

Вот как описывается праздник Сороки родноверами из общин «Родолюбие» и «Родославие».

http://rodoslav.borda.ru/?1-1-0-00000074-000-0-0

Времена перелома зимы, когда светоносное тепло вступает в борьбу с мертвящем холодом, одни из самых тяжелых в году для Природы и человека.

Около середины этого времени, когда Солнце в ясный день уже заметно припекать начинает, народ собирается на высоких холмах и вершится действо, именуемое первыми Закличками Весны.

В наших краях бывает это по обыкновению в первую десятидневку березня-месяца (март). Обряды, связанные с этими днями, начиная с выпечки «жаворонков» и кончая самими закличками, вершатся преимущественно женщинами и девами.

В сей год, с его суровой зимой, мы не стали изменять нашим традициям и народ из общин «Родолюбие» и «Родославие» собрался на высоких берегах речки Чурилихи, что в Кузьминках.

Фото:

Вот Лебедь, хозяйка места, встречает народ.

Свято Богини, девами обустроенное.

Верба, Лебедь и Лада – ведущие обряда.

Солнцу Трисветлому, Весеннему.

Требы воде.

Чурилиха месяца березня.

Заклички.

(хотел было снять в режиме видеокамеры, но на крепком морозце больно уж быстро сели аккумуляторы).


Главной задачей мужиков на сем обрядовом действе было доставить заговоренных жаворонков повыше к небу. Оттого пришлось нашему брату соревноваться в лазанье по окрестным деревьям.

Были также гадания на жаворонках, традиционная игра в коршеня и конечно, братична-пир в гостях у Лебеди. Все по обычаю.

Слава Роду да Весне!

02

А это Сороки в общине «СЛАВИЯ»:

http://slavya.ru/rites/vesna/zakl07/spring07.htm

     

Заклички Весны в Нескучном саду

3 Протальника Лета 1042 Святослава (3.03.07)

(Примечание:

нужно отметить, что в разных областях России время, приходящее на нынешний месяц март, называлось по-разному.

Вот какие имена были у марта -  с др. рус. – «сухый», «протальник», «капельник», «зимобор», «белояр», «березозол», «березень»; с белорус. – «соковик».

И сейчас в разных общинах славян-родноверов март называют по-своему. Сам же праздник Заклички весны, как уже было сказано выше, отмечался  с разницей около недели, начиная с первого дня весеннего месяца.)

Протальника 3 (март) Содружество Славия провело Заклички Весны в Нескучном саду.

Высокая гора, с трех сторон окруженная обрывистыми склонами оврагов, а с четвертой доступная по извилистой тропе, уже неоднократно была место совершения этого радостного действия.

И давно уже было подмечено, что действие на ней удается наилучшим образом - и гулкие голоса, пробуждающие природу, звучат сильнее и звонче, и совпадение с природными явлениями, с самим приходом долгожданной Весны, заметно явственно.

В этом году Весна наступает ранняя, так как Зима вышла короткой и не слишком снежной. Потому следовало обратить внимание на то, что в традиционных текстах Закличек всегда говорится не только о тёплой весне, но и о плодородном лете, а дождики призываются вместе с солнышком, чтобы во всём была гармония и соразмерность.

Накануне Верея посетила встречу клуба по традиционной культуре в книжном магазине «Библио-глобус», где археологи, этнографы, писатели рассказывали о разнообразных народных обычаях, сохранившихся по сей день в народе с незапамятных времен.

Шла на этой встрече речь и о Закличках, были принесены образцы выпеченных жаворонков, и прозвучал рассказ о традиционном, пришедшем из глубокой древности, праздновании этого дня в селе Богородское, которое сейчас входит в территорию подмосковного Троицка. Этот обряд - один из множества элементов доставшегося нам глубокого и древнего наследия Предков.

В прежнее время Заклички совершались в каждой деревне непрерывно, в течение некоторого переходного срока. Люди подымались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов, и в воздухе непрерывно стояло переносящееся от деревни к деревне гулкое гуканье и распевы.

Природа воздействия этого празднества такова: вибрации закликания оказывают сильное резонансное воздействие на тающие снега, вместе с водой входят в пробуждающуюся почву, и наилучшим образом подготавливают ее к производству будущего урожая. Это один из многих природных механизмов, помогающих сохранять устойчивость и жизненность множества видов, проживающих бок о бок на одной территории. Проводя заклички в наши дни, следует помнить о мудрости старинного обычая, и совершать его так, чтобы почувствовать силу и резонанс с природным окружением. Это ощущается, прежде всего, по звучанию голосов, самочувствию участников праздника. А также и по сопутствующим событиям в Природе.

На этот раз в наших Закличках приняло участие более 10 человек, в том числе двое детей. Приглашали всех знакомых с детишками, но не все смогли приехать по обстоятельствам и состоянию здоровья. Но ведь еще совсем не поздно продолжить действие!

И чем чаще дети с родителями будут открыто обращаться к природе, звать ее на помощь, тем лучше будет и с сопротивлением всяким "сезонным простудам", которые сами по себе говорят об изолированности городской детворы от природного окружения. Не надо откладывать закаливание до открытия дачного сезона: зима, весна, осень очень важны для соединения с природной гармонией, с раннего детства.

Действие Закличек не содержит никакой навязчивой религиозно-мировоззренческой составляющей - оно воспринимается как радостный праздник, игра и развлечение. Поэтому мы проводили его в предыдущие годы и с обычными коллективами, не давая детям установок, выходящих за пределы обычной ролевой игры.

Вот заклички, которые исполнялись в этом году.

Дозволь, Лада-Мати

Весну закликати!

Весну закликати,

Лето открывати.

Помогайте, деды

На холме взыграть,

Весну кликать,

Лето отмыкать,

Зиму закрывать!

Пусть вернется

Летнее тепло -

Будет в доме

Радость и добро!

Жаворонки-жавороночки!

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую,

Лето плодородное

Весну с дождем,

Лето с травами,

Весну с солнышком,

Лето с зернышком.

Весна-Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Едет Весна, едет

На золотом коне,

В зеленом саяне,

На борони сидючи,

Сыру землю аруючи,

Злато жито сеючи.

 

Началось действие с того, что испеченных дома жаворонков усадили на деревья - привлекать живых птичек, а может быть, и души Предков, по преданию входящих в птиц, чтобы поглядеть на потомков и порадоваться вместе с ними. Жаворонков испекли Верея и Катерина.

Далее обратились к Предкам и Ладе-матери, помочь позвать весну и лето. Обращенные к ним заклички в светском варианте могут пониматься напрямую - как обращение к любимой матери и старшим людям, чтобы помогли и поддержали в этом действии (оно и проводится детьми и молодежью при поддержке более старших людей, знающих, "как надо").

После того, с чашей (братиной), пущенной по кругу, восславили Родных Богов.

Затем вышли на обрыв и там звали и приветствовали Весну на разные лады и голоса. Заклички разносились далеко по парку.

В честь приближающейся гостьи - Лели-Весны - Любомир зажег факел из бересты, чтобы не разводить костер в парке, и призвал на Землю силу Даждьбога и Ярилы, благословил соединение Земли-матери с Огнем небесным приговорами: "Зажги снега, Заиграй овражки" и "Гори-гори ясно, чтобы не погасло!", которым затем сопровождалась и игра "горелки".

После того угощались колобками и другой домашней и купленной выпечкой. Верея взялась рассказывать сказку про Колобка, да как-то всё путала текст с другими сказками, а собравшиеся ее поправляли и забрасывали снежками тех, кто вносил путаницу.

  Далее наступило время для игр. Готовясь к разнообразным весенним празднованиям и фестивалям, показали участникам две игры:

салки с пояском и

горелки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Слышишь -

Колокольчики звенят. -

С этими словами пара выбегает вперед, стараясь соединить свои руки перед лицом "горящего" (водящего).

А между тем зарядил весенний дождичек. Снежный покров в парке был вполне крепким и позволил отпраздновать и наиграться вволю. А на улицах уже царствовали реки и озера, да окатывали зазевавшихся прохожих водосточные трубы. Весна начала своё шествие накануне, не дожидаясь зова, и продолжает его теперь мощно и споро.

По традиции наших Предков, предстоит далее отметить языческой Масленицей весеннее равноденствие и традиционное Новолетие 24 марта, а затем циклом весенних праздников и Русалий подготовить себя к великой Купальской мистерии летнего Солнцеворота.

0

2

Славянская культура и традиции

http://subscribe.ru/catalog/philosophy.slavjane  - архив рассылки

http://subscribe.ru/blog/philosophy.slavjane  - блог рассылки (здесь можно оставить комментарий к выпуску)

Выпуск 006

Масленица комедия и скоморохи

Медвежьи праздники именовались у древних греков «comoedia», что послужило основой позднейшему названию - «комедии». Дело в том, что первые ряженые и были первыми актерами-скоморохами, выросшими из народного театра-скоморошин (с-комо-рож!ин).

Медвежьи праздники с точно таким же названием – «комоедицы» – сохранившими древнюю индоевропейскую форму, были весьма популярны у всех славян.

В Белоруссии комоедицы так же проводились 24 марта, накануне «православного» Благовещения.

Хозяйки пекли специальные «комы» из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя.

Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, то языческая масленица, хоть и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки сильно изменила. Первоначальный же срок Масленицы (Комоедицы) – это весеннее равноденствие.

Непременной маской на масленичном карнавале являлся «медведь», человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.

Масленица (Комоедица) - один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию.

Масленица – это время возрождения – Весеннего «воскрешения» (от «Крес» – «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы.

Масленица у славян изначально праздновалась, когда Солнце «на воробьиный скок» переходило за точку Равноденствия. Многие Родноверы поэтому празднуют Новолетие – Новый Год (рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие) когда оканчивается зима и расцветает Земля.

Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков.

Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков.

Каждый из дней Масленичной Недели имел в народе своё название:

Встреча,

Заигрыш,

Лакомка,

Разгул,

Тёщины Вечёрки,

Золовкины Посиделки и

Прощёное Воскресенье.

В народе говорили:

«Сороки (славянский праздник) птиц на волю отпускают»,

«На Масленицу Весна Зиму поборола»,

«С Комоедицы медведь из берлоги встаёт».

Сразу за Масленичной Неделей следует Комоедица – Медвежий праздник.

По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (христианский праздник, 12 цветеня/апреля), когда «Василий Земле пару поддаёт» и «Земля запарится, как в бане».

Родноверы-мужчины чествуют Комоедицу особым Медвежьим плясом и Велесовой борьбой.

«Комы», которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, это обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.

http://velesovkrug.nm.ru/obr2/obr032.htm

- ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН (КОЛОГОД)

Вот как проходили масленичные обряды.

http://www.dazzle.ru/spec/rr-holidays.shtml

- «Славянский календарь» Андрея Тюняева

Утром люди торопились на Капища, всегда находившихся на высоких холмах, где земля подсыхала в первую очередь.

Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи духи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.

Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены, символизирующую зиму.

Другие стояли вдоль дороги, кланялись в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам

На широк, на двор -

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешаться.

Масленица - красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Трёх матерей дочка, кветочка,

Ягодка, перепёлочка».

На улицы выносили столы, покрытые праздничными скатертями, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть позднее относили на требный камень, находившийся возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!

Вот и для вашей души блинок».

Первую чашу сурьи к жертвеннику несла жрица Марены. Но жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо считалось, что тогда вновь похолодает, и вернётся Марена. Жрица Живы приговаривала:

«Уходи, Зима холодная!

Приходи, Лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!»

Сжигая чучело Морены, закликали богиню весны - Живу, обращаясь так:

Благослови, мати,

Ой, Лада мати,

Весну закликати!

Зиму провожати!

Помогайте, деды

На холме взыграть,

Весну-Живу кликать,

Лето отмыкать,

Зиму закрывать!

Марена загорела,

Всему миру надоела!

В Масленицу молодежь устраивала игрища и прыгала через костёр, обращаясь к Семарглу Огнебогу, чтобы он «зажёг снега» (растопил снега).

На празднике Масленицы девки водили хоровод. А парни, «одевши хари», дабы не узнали злые духи, показывали представление, приговаривая:

«Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночечки мои…»

В этот день девушки и женщины обязательно умывались снегом или талой водой. Считалось, что талая вода придаст лицу красоту.

В масленичную неделю величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года.

Незамужним девушкам и неженатым парням повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

В этот день прославляли также Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца и приговаривая:

«С горы катись,

С весной воротись!»

Были и другие игры:

кулачки (кулачные бои, парни мерялись силой друг с другом и стенка на стенку),

коняшки (девушки верхом на парнях изображали наездниц, побеждала та пара, которой удавалось «выбить из седла» всех «наездниц»),

качели,

лазание на столб за подарком,

ручеёк.

КОМОЕДИЦА

А вот описание игры в медведя.

Вооружившись горящими головнями, молодежь идет «будить медведя», хором повторяя: «Пробудись, медведь, просыпайся».

В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя.

Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь «разбудить косолапого». Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не поколотит его. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться.

Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.

Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать убежавшую девушку, опираясь на костыль:

«Ох, скрипи нога,

Скрипи липовая!

И вода-то спит,

И земля-то спит.

И по сёлам-то спят,

По деревням-то спят.

Одна девка не спит,

На моей коже сидит,

Мою шёрстку прядёт,

Моё мясо варит,

Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается «задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой». Как правило, и «медведь» и девушка хорошо знают друг друга, и даже являются влюбленными. И потому игра оканчивается поцелуем.

Затем юноши и девушки начинают угощать друг друга блинами, приговаривая «Первый блин комам» - этот блин относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.

«Ком» – с древнерусского языка это «медведь», отсюда же название ягоды «команика» - «медвежья ягода», она же «ежевика», «снобориха».

С наступлением утра всех угощали печеньем в форме жаворонков, отпускали живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите –

Весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Много хлебушка поела!

Вы летите и несите

Весну красную, лето жаркое!

Весна-красна, ты на чём пришла?

Ты на сошечке, на бороночне…

Весна-красна, что ты нам принесла?

Принесла я вам три угодья:

Первое угодьюшко –

Животинушка в полюшке;

Другое угодьюшко –

С сошечкой в полюшке;

Третье угодьице –

Пчёлки на полёте;

Да ещё угодьице –

Миру на здоровьице!

------------ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ГОРА (славянское городище) ---------------

Внутри было вырыто продольное, с плоским дном углубление во всю длину каждой половины «дома», и по обе стороны его сделаны в материке сплошные скамьи-лежанки тоже во всю длину. На плоском полу в трех местах (в сохранившейся половине) проложены костры без специальных очагов. Всего на четырех земляных скамьях обеих половин здания могли усесться 200 - 250 человек.

Это построенное помещение предназначалось, очевидно, для тех пиров и братчин, которые были неотъемлемой частью языческого ритуала.

Совершив жертвоприношение, заколов на дальнем помосте жертву (как правило, свинью – символ достатка у славян), одарив и вознеся хвалу полукругу идолов, приготовив на рогатых кирпичах жертвенное мясо, участники обряда завершали его «беседою», «столованьицем, почестным пиром» в закрытом помещении, сидя на скамьях у небольших (очевидно, осветительных) костров.

Весь вещевой материал Благовещенской горы резко отличается от материала обычных юхновских поселений. Здесь нет обычных жилищ, нет очагов, нет рыболовных грузил, пряслиц для веретен. Все найденное здесь предназначено именно для пиров: большие сосуды (для пива?), небольшие кубки, ножи, кости животных, подставки для вертелов.

Вход в святилище был устроен так, что сначала входивший проходил на мост через ров («греблю»), затем попадал в узкое пространство ворот, приходившееся на середину вала и на середину длинного дома.

Возможно, здесь происходила какая-то церемония «причащения» содержимым сосуда-медведя. Из этого серединного помещения два пологих спуска вели налево, в северную половину здания, и на право - в южную половину. Прямо от входа был весь внутренний двор святилища. Возможно, что четкое деление помещения на две половины связано с фратриальным делением племени.

Наличие закрытого помещения, выгодно отличавшегося от требищ под открытым небом, подтверждает предположение о Ладе, как главной хозяйке этого уникального капища. Ведь песни в честь Лады пели под Новый год и затем весною, начиная с 9 марта по 29 июня, - половина праздников, связанных с именем Лады (в том числе и Благовещение) падает на холодный зимний и ранневесенний сезон, когда предпочтительнее праздновать не на морозе. Впрочем, нельзя исключать того, что наиболее массовые действия могли происходить на всем плато высокого берега Десны и за пределами собственно святилища.

0

3

Славянская культура и традиции

http://subscribe.ru/catalog/philosophy.slavjane - архив рассылки

http://subscribe.ru/blog/philosophy.slavjane - блог рассылки

Выпуск 007

Лельник – девичий славянский праздник

Дочь Лады – Леля-Рожаница!

В миг пробуждения земли

Явись, чтобы на свет родиться

Ростки весенние смогли!

На праздник девичий апреля,

На хороводы под луной -

Мы ждем тебя сегодня, Леля -

Богиня юности земной!

Э. АХАДОВ (http://paganism.ru/slav-pan.htm )

БОГИНЯ ЛЮБВИ И ЮНОСТИ - ЛЕЛЯ

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Существовал даже особый праздник посвященный Леле – Лельник. В этот день, который по современному календарю приходится на 22 апреля, все славянские девушки совершали обряды, посвященные Лели и просили у нее взаимопонимания с любимым молодцем и счастливого замужества.

Вот примеры любовного и свадебного приворота, которые наиболее эффективны в женские славянские праздники, которым покровительствуют славянские богини.

Любовные чары:

«Река с рекой сливается, роща с рощей срастается, цветок с цветком сплетается, трава с травой свивается. Той травы возьму пучок, заплету цветы в венок, через рощу пронесу, по ручью венок пущу. Унеси вода венок, на сплетение дорог, наделив (Имя) впрок, ликом – вызвавшим восторг».

Свадебный приворот: «На море Океане, на острове Буяне, на Алтаре сидит Царица – Злата Заря-заряница. Нить судьбы плетёт Зарница, добру молодцу явиться – суженным красной девицы. Вяжет узелок Царица – Злата Заря-заряница, (Имя) молодцу рядиться под венец вести десницей – (Имя) красную девицу. Окроплю водой десницу, влагой узелок крепится – добру молодцу томиться, страстной жаждою жениться. Узел развязать не сможет, даже тот, кто кости гложет».

Лельник проводили на природе – выбирали открытое место Красную горку и там совершали обряды. Издали можно было видеть, как девушки в нарядных сарафанах, взявшись за длинные атласные ленты, привязанные к капи Лели, водят хоровод.

«Иногда в празднике, посвященном Лелю, участвовали две девушки, олицетворявшие Леля и Ладу. Вероятно, в данном обряде сохранилось древнейшее представление о том, что богиня плодородия в большинстве мифов как бы разделена на двух персонажей - рожаниц. Отголоски этого мифа сохранились в древнегреческом сказании о Деметре и ее дочери Персефоне. Двойное изображение встречается и на знаменитом сбручском идоле. Исследователи установили, что на нем изображены главнейшие боги славян, среди них и Лада вместе со своей дочерью или помощницей.»

http://slavyans.narod.ru/holidays/lelnik.html

"Леля, Ляля - богиня плодородия, согласно "Синопсису" - вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения, сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной.

Ее день - понедельник. Ее дерево - рябина или береза ("во поле береза стояла, Лели-Лёли стояла"), металл - серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен академиком Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".

Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля.

Богиня руны (Лагуз, буквица «Л») - Леля - почиталась славянами как дочь Великой Матери Лады. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как «ляля» ("дитя, девочка"), «лелеять» и так далее, вплоть до санскритского «лила» - "игра". И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, - подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах.

В магии руна Лели - это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо.

Леля - женское божество, и она - покровительница женщин и молодых дев. Ее просят о суженом. Праздник имеет название "ЛЕЛЬНИК".

Жертвовали ей полевые цветы и травы, водили хороводы вокруг ее чура - выточенной из березы юной богини любви. Участвовали в этом празднике только девушки.

Обычай украшать дома утварь и одежду изображениями птиц тоже восходит корнями к культу Рожаниц. Птицы были посвящены богине Леле, они были её посланницами и слугами, именно птицы приносили на своих крыльях весну, и птицы же легко поднимались из нашего Среднего мира в мир Верхний - недаром они крылаты. Изображения птиц очень распространены в обиходе - это и обычай печь печенье в виде жаворонков к приходу весны и посуда - ковши и братины в виде стилизованных птиц (уток и лебедей), и женские обереги в виде уточки. Пожелание любви, вечной весны - вот что это такое. Какая же женщина откажется от подобного.

Изображать петухов на жилищах и одежде стали позднее. Это - солярный знак, причем, мужской. Петух своим криком будит Ярилу - Солнце, вызывая его в средний мир. Петуха боится нечисть отголоски этой веры существуют и сейчас, например, вампиры и живые мертвецы исчезают после "третьих петухов".

Надо ли говорить, что стилизованные растительные и цветочные орнаменты посвящены богине Леле. С развитием земледелия именно Леля покровительствовала урожаю, а Лада оставалась богиней плодовитости".

http://www.sled.name/vedantia/slavic/lelya.htm

ПИСАНКИ И КРАШЕНКИ, КРАСНАЯ ГОРКА

Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц.

«В весенней обрядности, во время Лельника и др. повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.

На протяжении всей весны происходила раскраска яиц "писанок", "крашенок" - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую орхаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился "з солью, з хлебом, с белым яйцом"; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.»

Игры с яйцами-крашенками на Лельник:

Гадание на замужество:

Девушки поочередно, с помощью колотушек, катят свое яйцо-крашенку к капи Лели. Важно, чтобы при последнем ударе яйцо раскололось о капь – тогда девушка выйдет удачно замуж.

Гадание на замужество:

Девушки поочередно раскручивают крашенки. Если острый конец яйца останавливается напротив куклы Лели, то девушка выйдет замуж. По тому насколько близко находится яйцо напротив куклы определяют долго ли еще «ходить в девках».

Гадание на замужество:

Девушки одновременно скатывают крашенки с горы. Та, чье яйцо-крашенка укатится дальше всех, первая выйдет замуж.

СЛАВЯНСКИЙ ГОРОСКОП

Все славянские девушки, родившиеся в период с 21 апреля по 21 мая, находятся под покровительством богини Лели, которая дарит им красоту и обаяние, которое сохраняется у них очень долго.

Слово «ЛЕЛЕЯТЬ» однокоренное имени Богини ЛЕЛИ, и обозначает оберег этой богини. Современные славянские мастера предлагают оберег Лели.

http://bujan.ru/ukrashenie/u07.html – другие девичьи украшения

http://www.livemaster.ru/item/18400 – оберег Лели

Описание:

Оберег для девочек в возрасте от 3-х лет и до возраста невесты. Оберегает, раскрывает способности, дарит привлекательность, обаяние и нежность. Робким придает уверенность в себе, грубоватым придает женственность и мягкость. Этот оберег находится под покровительством двух Рожаниц - Богинь Лады и Лели, изумрудно-зеленый и голубой - их традиционные цвета. На внешней стороне оберега "Ладинец", на оборотной стороне - изображение Лели.

Материалы: Керамика, акрил

Размеры: Диаметр около 2,5 см, толщина около 3 мм

Нужно отметить, что следом за девичьим праздником Лельником идет мужской славянский праздник – ЯРИЛА ВЕШНИЙ (в христианском народном календаре - ЮРЬЕВ ДЕНЬ), 23 апреля.

ЯРИЛА ВЕШНИЙ – Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

«Православные» христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. Змей - это олицетворение Аримии (древнего государства на месте нынешнего Китая), которое в 4000-летии до н.э. развязало войну против славян-ариев и было ими побеждено.

В народе существовали следующие приметы, соотносимые с этим днем:

«Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет»,

«Егорий с росой, а Никола[21] с травой»,

«Егорий с теплом, а Никола с кормом»,

«Егорий Храбрый – зиме ворог лютый».

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»

Купались в росе, приговаривали:

«Будь здоров, как Ярилина роса!»,

«Ярилина роса от семи недугов»,

«На Юрия роса – не надо коням овса»,

«Гони животину на Юрьеву росу».

Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя.

На Юрия запахивали пашню, говорили:

«На Юрия выезжает и ленивая соха»,

«С Егорья – начало сева яровых».

По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов:

«На Юрия мороз – будет просо и овёс»,

«На Егория мороз – под кустом овёс»,

«На Юрия мороз – гречихи воз»,

«На Егория роса – будут добрые проса».

http://velesovkrug.nm.ru/obr2/obr032.htm

«23 апреля – На Юрьев День (ЯРИЛА ВЕШНИЙ) Егорий разъезжает по полям на белом коне.

«Егорий весну начинает, Илья лето кончает».

«На Руси два Егория: холодный (26 ноября) и голодный (23 апреля)».

«С Егория хороводы, с Дмитрия посиделки».

«С Юрья дня по Семен день (Покров – 14 октября) сроки сделкам и наймам».

Все мужчины, рожденные в период с 21 апреля по 21 мая, находятся под покровительством ЯРИЛЫ.

Образ Ярилы дошел до наших дней в русских БЫЛИНАХ. Ярила силен так, что его сумочку с горстью земли не может поднять даже сам Илья Муромец. Ярила – это образ былинного землепашца, который в лихое время всегда готов встать на защиту родной земли.

0


Вы здесь » Астрологический форум » С Богом в сердце » Весенние праздники славян