В гороскопе каждого из нас есть Солнце, которое определяет помимо всего остального и самооценку человека. Дисгармоничные аспекты с другими планетами или нахождение Солнца в определенных домах делает человека неуверенным в себе, трудно принимающим решения и проявляющим себя таким образом, что это не вызывает одобрения окружающих. Мне хочется познакомить вас с отрывком книги "Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях", автор которой Кларисса Пинкола Эстес анализирует сказку Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утёнок". В этой сказке хорошо описана проблема самооценки и принятия себя, поиска, скитаний души и, наконец, обретение своей стаи, своего дома и возрождение, обновления сердца.
Итак, "Бегущая с волками":
Гадкий утёнок проходит одно испытание за другим. Инстинкт предписывает ему скитаться до тех пор, пока не найдёшь то, что нужно. И всё же в истории гадкого утёнка немало грустных страниц, потому что он стучится не в те двери. Конечно, откуда ему знать, какая дверь – та, если прежде он не видел нужной двери. Тем не менее не те двери – это места, где его заставляют снова и снова чувствовать себя изгоем.
Чтобы не допустить неверного выбора, есть несколько средств. Утёнок пока не может заглянуть в своё сердце и прочитать в нём, что нужно с уважением относиться к своим талантам, дарованиям и ограничениям, и принимать и те, и другие. Поэтому он себя обманывает и внушает себе, что ему нужно место, где он найдёт отдых от жизни.
Часто, скитаясь, женщина мечтает только об отдыхе, и соглашается на поступки, которые не приносят удовлетворения, не насыщают жизненной силой, а приводят к упадку сил. Даже обретя кое-какой опыт, она продолжает стучаться не в те двери. Она соглашается на то, что проще всего или ближе всего под рукой.
Жизнь настолько нелегка для гадкого утёнка, что он замерзает в одиночестве. В сказке это образ птенца, вмерзающего в лёд на пруду.
Оставленный матерью, не нашедший настоящих друзей утёнок оказывается на краю гибели. Он одинок, он продрог и замёрз, его изводили, мучили, пытались застрелить, и вот он в конце пути, на грани жизни и смерти, изголодавшийся, не ведающий, что будет дальше. И здесь наступает самая важная часть сказки: наступает весна. Самое важное – держаться, отстаивать своё право на жизнь, держаться ибо в природе после зимы ВСЕГДА ПРИХОДИТ ВЕСНА. ДЕРЖИТЕСЬ. ВЫШЕ ГОЛОВУ. В конце сказки лебеди признают в "утёнке" своего сородича – раньше, чем он сам это понимает.
Жизнь в лебединой стае
Обычно после пережитого человек ужасно недоверчив. Действительно ли люди хорошо ко мне относятся? Действительно ли я в безопасности? Не прогонят ли меня прочь?
Наступает день, когда человек готов провести ритуал – обряд, который облегчит им переход от выживания к процветанию. Это дань любви и памяти самому себе - гонимому существу. Ритуал собирает всё, что напоминает о былых невзгодах, былой доблести и торжестве над испытаниями, показывает самому человеку, что он пережил, как он распорядился собой, и что в нём заслуживает восхищения. Свободу нам даёт именно восхищение прошлым, а не жизнь в прошлом.
Не были ли вы какое-то время или всю жизнь на положении гадкого утёнка? Нет более надёжного способа узнать это, чем проверить умение человека принять искренний комплимент. Часто приходится слышать в ответ на комплимент невнятные оправдания, потому что он автоматически вызывает в сознании неприятный диалог.
Стоит похвалить внешность, работу или что-то ещё, в чём проявляется душа человека, как кто-то мысленно говорит, что этого не заслуживает, а вы, автор комплимента, прежде всего болван, если действительно так думаете. Не понимая, что красота души просвечивает изнутри, когда человек бывает самим собой, он переводит разговор на другую тему и тем самым лишается живительной влаги, которая поит душу. А душа любого человека расцветает, когда чувствует признание.
Это и есть главная задача изгнанников и гадких утят, найти самое себя: принять не только собственную индивидуальность, принадлежность к определённому типу людей, но и свою красоту – образ своей души.